Муниципальный долг: что это такое, структура, чем обеспечивается

Wise 22 сентября 2015 11:29

Обеспеченное долговое обязательство — группа ценных бумаг, в роли обеспечения которых выступают долговые обязательства юридических лиц. Английское название данного термина — Collateralized debt obligations или сокращенно CDO. В эту категорию активов, как правило, включаются корпоративные облигации, реализуемые на фондовом рынке, займы, предоставляемые институциональными кредитодателями, транши активов (ценных бумаг), эмитированных в рамках операций по секьюритизации и так далее. Обеспеченное долговое обязательство — любой инструмент, который несет определенный риск для заемщика. К примеру, облигации, кредиты, свопы и так далее.

Обеспеченное долговое обязательство — актив (ценная бумага), имеющая инвестиционный уровень и обеспеченная пулом кредитов, облигаций и прочих активов.

По своей структуре Collateralized debt obligations имеет общие черты с обеспеченным облигационным или ипотечным обязательством. Особенность лишь в том, что CDO предоставляют разные виды долговых бумаг, имеющих различные виды риска.

В Collateralized debt obligations типы долга могут называться по-разному, к примеру, «slices» или транши. Они отличаются своим уровнем риска и сроком выплат.

Обеспеченное долговое обязательство: история появления

Впервые Collateralized debt obligations появились еще в 1987 году. Эмитент — компания Drexel Burnham Lambert Inc. (сегодня уже не существует). Обязательства предназначались для другой компании — Imperial Savings Association, которая через некоторое время обанкротилась и была поглощена Resolution Trust Corporation.

Уже через несколько лет после сделки сектор обеспеченных долговых обязательство обрел новое дыхание. К преимуществам CDO можно было отнести высокую прибыль, которая была на 2-4% больше, чем для корпоративных облигаций. При этом кредитный рейтинг сравниваемых активов был идентичен.

Именно благодаря этому американские CDO стали привлекательными инструментами для инвесторов на фондовом рынке. По своей популярности они даже затмили казначейские облигации США.

Инвесторы в расчете на большую прибыль массово покупали обеспеченные долговые обязательства, не особо оглядываясь на существующие риски.

Муниципальный долг: что это такое, структура, чем обеспечивается

Спрос на долговые обязательства существовал до момента, пока рынок недвижимости США показывал небывалую устойчивость. Объяснить эту зависимость можно с той точки зрения, что владельцы Collateralized debt obligations рассчитывали получить выплаты по более высокой ставке процента (в сравнении с корпоративными облигациями).

В 2005-2006-м годах из-за проблем на рынке недвижимости Соединенных Штатов качество закладных, являющихся базой для выпуска долговых обязательств, заметно ухудшилось. Банки начали их выпуск на основе жилищных займов.

Их получали люди без первоначального взноса или те клиенты, которые по различным причинам не могли рассчитывать на подобный кредит.

В течение какого-то времени CDO еще приносил прибыль, но уже через время от обязательств пришлось избавляться многим инвесторам.

В 2013 году в роли эмитента CDO выступил известный банк Deutsche Bank, который организовал эмиссию на сумму около девяти миллиардов долларов. Выпуск производился двумя траншами при условии выплат от 8 до 14.6 процентов.

Такие активы вызвали неподдельный интерес у инвесторов. В тот период «волну» подхватили многие компании.

К примеру, американское предприятие Redwood Trust через много лет после завершения кризиса вновь начало продажу CDO на базе коммерческой недвижимости.

Муниципальный долг: что это такое, структура, чем обеспечиваетсяХорошо известны обеспеченные долговые обязательства и в России. Только вот популярны они стали не сразу. Так, в 2006 году совместным решением компании JP Morgan и банком «Зенит» были выпущены первые долговые обязательства. Основой CDO стали корпоративные облигации. На тот период объем сделки был внушительным и составил около 250 миллионов долларов.

В 2007 году банк Deutsche Bank и дочерняя компания ВТБ в Австрии VTB Austria выпустили партию еврооблигаций. В виде обеспечения выступили долговые обязательства группы банков и компаний Украины, Казахстана и России. Общий объем сделки составил около 220 миллионов долларов, период действия CDO — пять лет.

Еще через год тот же Deutsche Bank (но уже совместно с «Тройка Диалог») создал и реализовал обеспеченные долговые обязательства на сумму около девяти миллиардов рублей. Основой CDO стали долговые бумаги группы российских компаний.

Сегодня главным ограничением выпуска обеспеченных долговых обязательств на российском рынке является «сырость» инвестиционной базы в этом вопросе, а также большая сложность создания CDO.

Обеспеченные долговые обязательства: виды и особенности

Структуру обеспеченных обязательств CDO можно рассмотреть на схеме представленной ниже.

Муниципальный долг: что это такое, структура, чем обеспечиваетсяСегодня есть несколько видов Collateralized debt obligations. К ним можно отнести:

1. Облигации, которые обеспечены инструментами финансового рынка. Данный актив можно разделить на два основных вида:

— обязательства, обеспеченные инструментами финансового рынка. Обеспечение — пул долговых активов финансового рынка;

— синтетические ценные бумаги. Обеспечение — пул производных долговых активов.

  • Описанные выше инструменты условно делятся на несколько подклассов, а именно арбитражные и балансовые.
  • Инвесторы, которые покупают балансовые облигации, преследуют две основные цели:
  • — получить доход за счет эффективного управления активами, которые обеспечивают облигации;
  • — добиться спрэда между прибылью обеспечения долговых бумаг и ценой привлечения финансовых ресурсов для покупки обеспечения.

Арбитражные облигации, которые обеспечены инструментами финансового рынка, также делятся на несколько типов. Они бывают обеспеченными финансовыми потоками или рыночной ценой. Базой обеспеченных cash­flow CDO является несколько параметров — прибыль по процентам, выплачиваемая после дефолта, и основанная сумма, выплачиваемая в момент покрытия задолженности.

Что касается кредитной защиты, которая обеспечена рыночной ценой облигаций (английское название — market-value CDO), то она гарантируется, благодаря способности долговых бумаг приносить прибыль от реализации долговых активов для покрытия текущих долговых обязательств.

В 1980 году балансовые облигации имели в основе кредитную структуру рыночной цены. Но уже через десять лет правила были измены, и на рынке стали вращаться только балансовые облигации, гарантированные финансовыми потоками.

Отдельного внимания заслуживают облигации, которые обеспечены инструментами финансового рынка. Здесь стоит учитывать мотивацию каждого конкретного инвестора. К примеру, если речь идет о сделке, имеющей арбитражный характер, то целью инвестора является получение спрэда между траншем долговых обязательств, которые входят в эту структуру и доходностью самих обязательств.

Муниципальный долг: что это такое, структура, чем обеспечивается

Еще один важный момент — структура облигаций, которые обеспечены инструментами финансового рынка. Наибольшую роль в финансовых схемах с облигациями играет менеджер активов. Именно он несет ответственность за управление портфелем.

Такого специалиста часто называют менеджером обеспечения (управляющим CDO). Полномочия менеджера ограничиваются основными условиями договора, а сама ценная бумага должна удовлетворять целому ряду стандартов.

Цель — поддержать кредитный рейтинг, который был присвоен в период эмиссии.

  1. Деньги, которые предназначались для покупки обеспечения, инвестор может получить за счет траншей или выпуска (эмиссии) долговых обязательств. Такие транши бывают нескольких видов:
  2. — привилегированные;- мезонинные;
  3. — акционерные (субординированные).

При этом рейтинг есть у всех выпусков долговых обязательств, кроме акционерных (субординированных). Привилегированные транши могут похвастаться рейтингом АА или ААА. У мезонинных траншей кредитный рейтинг ниже — от А до В. Что касается акционерных (субординированных) траншей, то они получают лишь остаточные платежи, поэтому и рейтинга не имеют.

Современные облигации, которые обеспечены долговыми обязательствами, могут гарантировать полную выплату транша и всех процентов прибыли лишь при наличии надежного и эффективного базового обеспечения.

Деньги, которые нужны для покрытия обязательств по траншам, могут поступать на счет продажи активов, образующих базовый пул, для погашения активов, являющихся частью данного пула, и купонных выплат по основным активам.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/12956-obespechennoe-dolgovoe-obyazatelstvo

9.1.3 Муниципальный долг: понятие, структура, виды, срочность долговых обязательств

Рассмотрим
муниципальный долг: понятие, структуру,
виды и срочность муниципальных долговых
обязательств (ст. 100 БК РФ).

  • Муниципальный
    долг – совокупность долговых обязательств
    муниципального образования, включая
    гарантии, выданные им другим заемщикам.
  • Муниципальный
    долг полностью и без условий обеспечивается
    всем муниципальным имуществом,
    составляющим муниципаль­ную казну.
  • Структура
    муниципального долга представляет
    собой группировку муниципальных долговых
    обязательств по установленным бюджетным
    законодательством видам долговых
    обязательств.
  • Долговые
    обязательства муниципального образования
    могут существовать в виде обязательств
    по:
  • ценным бумагам муниципального образования (муниципаль­ным ценным бумагам);
  • бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от
    других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • кредитам, полученным муниципальным образованием от кре­дитных организаций;
  • гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).

Долговые
обязательства муниципального образования
не могут существовать в иных видах, за
исключением указанных выше.

В
объем муниципального долга включаются:

  • номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;
  • объем основного долга по бюджетным кредитам, привлечен­ным в местный бюджет:
  • объем основного долга по кредитам, полученным муници­пальным образованием;
  • объем обязательств по муниципальным гарантиям;
  • объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств муниципального образования.

Долговые
обязательства муниципального образования
могут быть краткосрочными (менее одного
года), среднесрочными (от одного года
до пяти лет) и долгосрочными (от пяти
лет включительно).

Порядок
прекращения муниципальных долговых
обязательств, выраженных в валюте
Российской Федерации, и списание с
муниципального долга рассматриваются
ст. 101 Бюджетного кодекса Российской
Федерации.

Органы
местного самоуправления используют
все полномочия по формированию доходов
местного бюджета для погашения своих
долговых обязательств и обслуживания
долга.

9.1.4 Управление государственным и муниципальным долгом

  1. Управление
    государственным долгом
  2. Управление
    государственным долгом представляет
    собой совокупность мероприятий
    государства по выплате доходов кредиторам
    и погаше­нию займов, изменению условий
    уже выпушенных займов, опреде­ление
    условий и выпуск новых государственных
    ценных бумаг.

  3. Цели.

    Цели управления государственным долгом:

  1. экономические: минимизация стоимости привлекаемых внешних
    займов, улучшение условий рефинансирования и (или) переоформление задолженности, снижение общих издержек по обслуживанию внешнего долга, повышение эффективности использования привлекаемых ресурсов.

  2. политические: поддержание стабильности функционирования
    политической системы.

  3. социальные: своевременное финансирование социальных программ, обеспечение социальной стабильности.

  4. обеспечение национальной безопасности: чрезмерно высокое бремя внешнего долга может отрицательно сказаться на эконо­мической безопасности страны.

Этапы
управления государственным долгом.
Цикл управления государственным долгом
состоит из пяти этапов, на каждом из
кото­рых решаются специфические
задачи:

  1. осуществляется процесс обоснования предельных объемов внутреннего и внешнего долга, предельных объемов внутренних и внешних заимствований, предельных объемов предоставления гарантий, а также формирования программ внутренних и внешних заимствований. На этом этапе закладывается величина будущего совокупного долгового бремени, в том числе по внутреннему и внешнему долгу, и виды предстоящих заимствований, поэтому работа на этом этапе является стратегически важной для страны;

  2. формируется программа эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и определяются конкретные параметры предстоящих заимствований по срокам обращения, уровню вероятной доходности, порядку выплаты доходов, ограничениям на владельцев, порядок размещения и другие условия, делающие каждое заимствование привлекательным для инвесторов – резидентов и нерезидентов. От качества выполнения работ на этом этапе зависит, в частности, нали­чие или отсутствие в перспективе «пиков» платежей по дол­гам, а также своевременное поступление ресурсов для погашения ранее произведенных заимствований в порядке их рефинансирования;

  3. производится размещение облигаций и регулирование коти­ровок по государственным и муниципальным долговым обязательствам на вторичном долговом рынке. Воздействие на котировки по государственным и муниципальным облига­циям позволяет регулировать бюджетную эффективность проводимых заимствований и величину текущего (внутреннего и внешнего) долга;

  4. характерен для периода развития Российской Федерации по­сле распада СССР и связан с проведением мероприятий, необходимость которых определяется наличием проблемных долгов или кризисных долговых ситуаций.

    Если правитель­ство не в состоянии обслуживать и погашать свои долги, то оно вступает в переговоры с кредиторами о пересмотре графиков платежей и сроков погашения долгов.

    В результате переговоров стороны могут прийти к соглашению об отсрочке платежей, реструктуризации долга, частичном или полном списании задолженности, досрочном выкупе обязательств, проведении секьюритизации и т.п.;

  5. исполнение первоначальных или скорректированных графиков платежей по обслуживанию и погашению государствен­ных и муниципальных внутренних и внешних долгов.

Инструменты
по управлению государственным долгом.
Осуществляя управление государственным
долгом, субъекты (государственные и
муниципальные органы) управления
используют широкий набор инструментов
(способов).

Их применение связано с тем,
что в ряде случаев возникают обстоятельства, препятствующие своевременному возврату полученного
долга и процентов по нему, возникает
необходимость в отсрочке уплаты долга
или изменений условий займа.

Среди
рыночных инструментов, используемых
по управлению государственным долгом,
наиболее распространенными являются:
реструктуризация задолженности,
рефинансирование задолженности и
пролонгация долга.

Реструктуризация
задолженности – один из основных методов
управления государственным и муниципальным
долгом, используя который должник
добивается пересмотра первоначального
графика погашения и обслуживания
государственного и муниципального
долга.

В соответствии с новым графиком
должнику предоставляется льготный
период, в течение которого уплачиваются
только процен­ты, и увеличивается
срок погашения суммы основного долга.

Рест­руктуризация задолженности
может сопровождаться списанием час­ти
суммы основного долга, консолидацией
ранее выпушенных дол­говых обязательств.

Консолидация
займов – изменение (чаще принудительное)
условий займов, связанных с их сроками,
как правило, увеличение сроков обращения
выпущенных займов путем перевода текущих
обяза­тельств и краткосрочных займов
в долгосрочные.

Реструктуризация
задолженности используется преимуществен­но
как метод управления в ситуации долгового
кризиса.

В результа­те реструктуризации
появляются дополнительные финансовые
ре­сурсы для обеспечения экономического
роста и погашения государ­ственного
долга в будущем, однако одновременно
ограничивается доступ к источникам
финансовых ресурсов, особенно к
междуна­родным финансовым рынкам.

Согласно
Бюджетному кодексу РФ под реструктуризацией
долга понимается основанное на соглашении
прекращение долговых обяза­тельств,
составляющих государственный иди
муниципальный долг, с заменой указанных
долговых обязательств иными долговыми
обяза­тельствами, предусматривающими
другие условия обслуживания и погашения
обязательств (ст. 105 БК РФ).

  • Реструктуризация
    долга может быть осуществлена с частичным
    списанием (сокращением) суммы основного
    долга.
  • Сумма
    расходов на обслуживание реструктуризованного
    долга не включается в объем расходов
    на обслуживание долгового обяза­тельства
    в текущем финансовом году, если указанная
    сумма вклю­чается в общий объем
    реструктуризованных обязательств.
  • В
    отличие от реструктуризации пролонгация
    государственного и муниципального
    долга означает продление срока действия
    обязательства и производится с целью
    облегчения выплаты (среди инструментов,
    неиспользуемых по управлению государственным долгом, в бюджетном
    законодательстве нет такой формы).
  • Рефинансирование
    – погашение старой задолженности путем
    принятия новых обязательств.
  • По
    отношению к государственным займам
    иногда используется термин рефундирование
    государственного долга. Применяют три
    основных способа рефинансирования
    государственных заимствований:
  • министерства финансов (в отдельных странах – казначейства) производят с согласия держателей обязательств замену обязательств с истекшими сроками погашения на новые по суммам, эквивалентным погашаемым;
  • министерства финансов (в отдельных странах – казначейства)
    осуществляют досрочные операции по замене одних обяза­тельств на другие с более длительными сроками погашения;
  • министерства финансов (в отдельных странах – казначейства) организуют размещение (продажу) новых облигаций и с помощью вырученных средств погашают облигации с истекшими сроками погашения.

Министерство
финансов РФ использует все перечисленные
способы работы с долговыми обязательствами
(среди инструментов, используемых по
управлению государственным долгом, в
бюджет­ном законодательстве нет такой
формы).

Стратегическое
управление государственным долгом.

Стратегическое управление государственным
долгом в Российской Федерации
осуществляется Федеральным Собранием,
а также законодательными органами
власти субъектов РФ, представительными
органами местного самоуправления
посредством принятия проектов законов
и решений, касающихся стратегии управления
долговыми обязательствами, подготовленных
исполнительными органами власти всех
уровней, а Президент РФ и руководители
региональных органов государственной
власти и органов местного самоуправления
отклоняют или подписывают их.

Оперативное
управление государственным и муниципальным
дол­гом. Оперативное управление
государственным и муниципальным долгом
в России осуществляют Правительство
РФ, Министерство финансов РФ, а также
Центральный банк РФ и Внешэкономбанк
как агенты Минфина РФ.

Согласно
Бюджетному кодексу РФ (ст. 101) управление
государственным и муниципальным долгом
осуществляется:

  • государственным долгом Российской Федерации – Правительст­вом Российской Федерации либо уполномоченным им Мини­стерством финансов Российской Федерации;
  • государственным долгом субъекта Российской Федерации – высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации;
  • муниципальным долгом – исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрации) в соответствии суставом муниципального образования.

Единая
система управления государственным
долгом Российской Федерации изложена
в постановлении Правительства РФ от 4
марта 1997 г. № 245.

  1. Долговые
    обязательства российской Федерации,
    субъекта Рос­сийской Федерации,
    муниципального образования полностью
    и без условий обеспечиваются всем
    находящимся в собственности Россий­ской
    Федерации, субъекта Российской Федерации,
    муниципального образования имуществом,
    составляющим соответствующую казну, и
    исполняются за счет средств соответствующего
    бюджета.
  2. Российская
    Федерация не несет ответственности по
    долговым обязательствам субъектов
    Российской Федерации и муниципальных
    образований, если указанные обязательства
    не были гарантированы Российской
    Федерацией.
  3. Субъект
    Российской Федерации не несет
    ответственности по долговым обязательствам
    Российской Федерации, иных субъектов
    Российской Федерации и муниципальных
    образований, если ука­занные
    обязательства не были гарантированы
    этим субъектом Рос­сийской Федерации.
  4. Муниципальное
    образование не несет ответственности
    по дол­говым обязательствам Российской
    Федерации, субъектов Россий­ской
    Федерации и иных муниципальных
    образований, если указан­ные
    обязательства не были гарантированы
    этим муниципальным образованием.

Предельный
объем заимствований субъектов Российской
Феде­рации, муниципальных заимствований
в текущем финансовом году не должен
превышать сумму, направляемую в текущем
финансовом году на финансирование
дефицита соответствующего бюджета и
(или) погашение долговых обязательств
соответствующего бюджета. Предельный
объем государственного долга субъекта
Российской Федерации, муниципального
долга на очередной финансовый год
(очередной финансовый год и каждый год
планового периода) ус­танавливается
законом (решением) о соответствующем
бюджете в рамках установленных Бюджетным
кодексом РФ ограничений.

Предельный
объем государственного долга субъекта
Российской Федерации не должен превышать
утвержденный общий годовой объем доходов
бюджета субъектов Российской Федерации
без учета утвержденного объема
безвозмездных поступлений.

Источник: https://studfile.net/preview/3851413/page:11/

Понятие государственного и муниципального долга. Формы государственного и муниципального внутреннего долга

Государственный и муниципальный кредит напрямую связаны с такими финансово-правовыми категориями, как государственный и муниципальный долг.

Так, в результате реализации финансово-правовых отношений по госкредиту формируется внутренний государственный долг, с материальной точки зрения представляющий собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.

Такой долг называется капитальным государственным долгом. Выделяют еще текущий государственный долг, представляющий собой сумму расходов государства по всем долговым обязательствам, срок погашения которых уже наступил.

Муниципальный внутренний долг представляет собой общую сумму задолженности муниципального образования по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.

Юридический аспект понятия внутреннего государственного долга России, представляющего собой долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законом РФ, первоначально был закреплен в ст. 1 Закона РФ от 13 ноября 1992 г.

№3878-I «О государственном внутреннем долге Российской Федерации». Ранее специального нормативного акта, закрепляющего основные положения государственного кредита РФ, не было. Не было такого закона и в бывшем Союзе ССР. В настоящее время данный Закон утратил силу в связи с принятием БК РФ.

Государственный долг обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

В БК РФ государственному и муниципальному долгу посвящена отдельная глава. БК РФ впервые закрепляет не только общее понятие государственного долга, но и подразделяет понятия государственного долга РФ и государственного долга субъекта РФ.

Государственный долг РФ определяется как долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг субъекта РФ определяется как совокупность долговых обязательств субъекта РФ.

При этом закрепляется, что государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну, а государственный долг субъекта РФ — соответственно всем имуществом субъекта РФ, составляющим казну субъекта РФ.

Это несколько шире гарантий, установленных Законом РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации».

Муниципальный долг как совокупность долговых обязательств муниципального образования полностью и без условий, как закреплено в ст. 100 БК РФ, обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

В БК РФ определена структура государственного долга РФ, которая представляет собой группировку долговых обязательств РФ по установленным видам долговых обязательств. При этом долговые обязательства РФ могут существовать в виде обязательств:

  • 1) по кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
  • 2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
  • 3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • 4) государственным гарантиям РФ;
  • 5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством РФ на государственный долг РФ.

В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:

  • 1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ;
  • 2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте РФ;
  • 3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;
  • 4) объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте РФ;
  • 5) объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств РФ, оплата которых в валюте РФ предусмотрена федеральными законами до введения в действие БК РФ.

В объем государственного внешнего долга РФ включаются:

  • 1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
  • 2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии РФ;
  • 3) объем обязательств по государственным гарантиям РФ, выраженным в иностранной валюте.

Структура и виды государственного долга субъекта РФ аналогичны соответствующим категориям государственного долга РФ.

Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств:

  • 1) по ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);
  • 2) бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • 3) кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;
  • 4) гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).

Долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в иных видах.

В объем муниципального долга включаются:

  • 1) номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;
  • 2) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет;
  • 3) объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;
  • 4) объем обязательств по муниципальным гарантиям;
  • 5) объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств муниципального образования.

Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до десяти лет включительно).

В целях оформления государственного долга выпускаются ценные бумаги различных видов: облигации, казначейские обязательства, бескупонные облигации и другие, относящиеся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. №39-Φ3 «О рынке ценных бумаг», удостоверяющим право их владельца на получение от органа, их выпустившего, денежных средств или иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.

Эмитентом, т.е.

органом, осуществляющим выпуск ценных бумаг РФ, выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета. Соответствующие органы субъекта РФ и местного самоуправления являются эмитентами ценных бумаг субъекта РФ и муниципального образования.

Наиболее распространенным видом ценным бумаг по государственным займам являются облигации внутреннего государственного займа.

Облигация (от лат.

obligatio — обязательство) представляет собой ценную бумагу, удостоверяющую внесение ее держателем денежных средств и подтверждающую обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска). Подробное понятие облигации закреплено в ст. 816 ГК РФ.

Облигации бывают различных видов: на предъявителя и именные. Юридические лица приобретают облигации всех видов за счет средств, остающихся в их распоряжении после внесения в бюджет и внебюджетные фонды налоговых и неналоговых платежей, а физические лица — за счет личных средств.

Внутренние государственные займы оформляются также посредством выпуска государственных казначейских обязательств.

Казначейские обязательства — это вид размещаемых на добровольной основе среди населения и юридических лиц государственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами.

Выпускаются и обращаются казначейские обязательства в бездокументарной форме в виде записи на счетах в уполномоченном банке. Срок их погашения, процентная ставка и номинальная стоимость устанавливаются при выпуске каждой серии.

Владельцами казначейских обязательств могут быть юридические и физические лица. Обращение казначейских обязательств допускается в ограниченной и неограниченной форме.

К числу ограничений, устанавливаемых Минфином России, могут относиться строго целевое использование казначейских обязательств (только на погашение кредиторской задолженности); ограничения на право передачи казначейских обязательств (только юридическим лицам); определение минимального числа операций по казначейским обязательствам; ограничения по срокам учета и обмена на налоговые освобождения.

Муниципальные займы также могут иметь форму казначейских обязательств (КО).

Самостоятельной формой государственного внутреннего долга являются также долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Долговые обязательства в данном случае — это любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, органы государственной власти или управления и удостоверяющие право заимодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение (ст. 817 ГК РФ).

Для привлечения денежных средств государство использовало также выпуск золотых сертификатов (первоначально номиналом по 10 кг, а затем по 1 кг золота на каждый сертификат). При погашении сертификатов их владельцы получали право на соответствующее весовое количество золота.

Долговые обязательства государства могут различаться не только по форме, но и по продолжительности.

Различают краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до 30 лет) обязательства.

Сроки погашения долга определяются конкретными условиями внутреннего государственного займа. В любом случае срок погашения государственных долговых обязательств не может превышать 30 лет, а муниципальных — 10 лет.

Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) оформлялись путем выпуска облигаций на срок три и шесть месяцев. Их продажа осуществлялась с дисконтом, т.е.

со скидкой, а погашались они всегда по номинальной стоимости. ГКО можно продать раньше срока их погашения на вторичном рынке ценных бумаг.

Как и любые ценные бумаги государства, они могли быть использованы как средство залога при кредитовании. После дефолта 1998 г. выпуск ГКО был прекращен.

Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя Российской Федерацией.

БК РФ в ст. 120 закрепляет создание единой системы учета и регистрации государственных заимствований РФ.

На Минфин России возложена обязанность по ведению государственной долговой книги РФ (книги внутреннего и внешнего долга РФ), куда вносится информация об объеме долговых обязательств РФ, ее субъектов и муниципальных образований.

Субъекты РФ и муниципальные образования ведут учет заимствований и других обязательств, также внося информацию об этом в специальную Государственную долговую книгу субъекта РФ или муниципальную долговую книгу.

Источник: https://studme.org/13920920/pravo/ponyatie_gosudarstvennogo_munitsipalnogo_dolga_formy_gosudarstvennogo_munitsipalnogo_vnutrennego_dolg

Муниципальный долг как группировка муниципальных долговых обязательств: содержание понятия и подходы к его интерпретации

Орлов П. А., Четвергова В. Н. Муниципальный долг как группировка муниципальных долговых обязательств: содержание понятия и подходы к его интерпретации // Молодой ученый. — 2016. — №10.5. — С. 12-14. — URL https://moluch.ru/archive/114/30365/ (дата обращения: 12.02.2020).



  • Рассмотрены содержательные аспекты и интерпретации понятия «муниципальный долг», обозначены элементы структуры муниципального долга, представлены данные по объему долговых обязательств муниципальных образований в Российской Федерации за последнее пятилетие.
  • Ключевые слова: муниципальный долг, муниципальные заимствования, муниципальные долговые обязательства, объем муниципального долга.
  • Экономическую основу местного самоуправления в Российской Федерации составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований [1].
  • За счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального и бюджетов субъектов Российской Федерации), исполняются возникающие в связи с решением вопросов местного значения муниципальные финансовые обязательства.

«Состоятельность» всякого муниципального образования (общее количество которых в стране, к слову, по данным на 1 января 2015 г.

достигло 22 923, в том числе – 1 823 муниципальных районов, 535 городских округов, 1 644 городских и 18 654 сельских поселений, а также 267 внутригородских территорий городов федерального значения), его текущие возможности и перспективы определяются, прежде всего, «здоровьем» муниципального бюджета (слагаемыми которого традиционно считают величину бюджетного дефицита и объемы муниципальных заимствований).

Муниципалитетам сегодня приходится прикладывать дополнительные усилия по обеспечению эффективного исполнения собственных бюджетных обязательств, особенно когда в наличии имеются хоть какая-нибудь потенция к развитию [2].

В самих муниципальных заимствованиях принято различать как положительные, так и отрицательные составляющие.

Хорст Циммерман (H.

Zimmermann) [3], например, увязывает муниципальные заимствования с «кредитными иллюзиями» избирателей и «преобразовательным зудом» политиков различных уровней, призывающих осуществлять желаемые расходы «уже сейчас и сегодня», «тогда как счета по их оплате будут предъявлены гражданам лишь завтра», по прошествии выборов. А потому «мобилизацию заимствований» автор зовет «незаслуженной» по отношению к интересам будущих поколений.

Для других авторов рациональным кажется условие, когда «кто пользуется, тот и платит».

Так, по мнению К.Н.

Патраева [4], заимствования не только обоснованы, но и необходимы, когда «привлеченные средства направляются на реализацию инфраструктурных проектов», слишком затратных, чтобы осуществляться «местными» хозяйствующими субъектами. Однако при нехватке бюджетной обеспеченности «сугубо» текущих расходов, полагается снижать их объемы, а не «транслировать в завтра» сегодняшние финансовые обременения.

В любом случае, принципиально важным для «заимствующих» муниципальных образований остается привлечение средств «по минимальной стоимости заимствования».

Представленные в табл. 1 толкования позволяют определить, что муниципальным долгом, допустимо считать суммарный объем долговых обязательств муниципального образования, гарантией по которым принимается муниципальное имущество.

Таблица 1

Муниципальный долг: содержание понятия

Источник Толкование
Бюджетный кодекс Российской Федерации (Ст. 100) [5] общая суммарная задолженность муниципального образования по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам
Большой юридический словарь [6] обязательства, возникающие из муниципальных займов (заимствований), принятых на себя муниципальным образованием гарантий (поручительств), а также принятые на себя муниципальным образованием обязательства третьих лиц
Словарь «ФИНАМ» [7] обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием; принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием гарантии по обязательствам третьих лиц либо обязательства третьих лиц, а также иные обязательства
Финансовое право: учебник для вузов [8] совокупность долговых обязательств муниципального образования, обеспеченная всем составляющим муниципальную казну муниципальным имуществом
Финансовый словарь трейдера [9] совокупность текущих задолженностей муниципального образования, включающая непогашенные долговые обязательства и проценты по ним
  1. В ст. 100 Российского Бюджетного кодекса зафиксированы «устройство» муниципального долга и видовая характеристика муниципальных долговых обязательств, опись которых включает в себе:
  2. 1) ценные бумаги муниципального образования (муниципальные ценные бумаги);
  3. 2) бюджетные кредиты, привлеченные в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  4. 3) кредиты, полученные муниципальным образованием от кредитных организаций;
  5. 4) гарантии муниципального образования (муниципальные гарантиям).
  6. В иных видах долговые обязательства муниципального образования (вне зависимости от его статусных особенностей) существовать не могут.
  7. Непосредственный суммарный объем муниципальных долговых обязательств составляют:
  8. во-первых, номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;
  9. во-вторых, объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет;
  10. в-третьих, объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;
  11. в-четвертых, объем обязательств по муниципальным гарантиям;
  12. наконец, в-пятых, объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств муниципального образования.

Объемы долговых обязательств муниципальных образований в Российской Федерации за последнее пятилетие представлены в табл. 2.

  • Таблица 2
  • Объемы долговых обязательств муниципальных образований
  • в Российской Федерации за последнее пятилетие [10]
Отчетная дата Объем долга муниципальных образований (тыс. руб.) Темп роста к предыдущему году(%%)
1 января 2011 г. 169 810 885.41
1 января 2012 г. 215 474 393.73 126,9
1 января 2013 г. 245 347 729.84 113,9
1 января 2014 г. 288 875 353.80 117,7
1 января 2015 г. 313 242 521.58 108,4
1 января 2016 г. 341 298 168.85 109,0

Данные таблицы указывают на устойчивую и, к сожалению, несомненно-негативную тенденцию относительной стабильности объема долговых обязательств российских муниципальных образований.

Литература:

  1. Орлов, П.А. Муниципальное управление: учебное пособие / П.А. Орлов. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. – С. 18-25.
  2. Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по оценке качества управления муниципальными финансами. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://minfin.ru/common/gen_html/index.php?id=15117&fld=HTML_MAIN.
  3. Циммерман, Х. Муниципальные финансы: учебник / Х. Циммерман, пер. с нем. – М.: Дело и Сервис, 2003. – С. 48.
  4. Патраев, К.Н. Муниципальные займы как источник финансирования дефицита местных бюджетов / К.Н. Патраев // Проблемы современной экономики. – 2009. – №3. – С. 210-211.

Источник: https://moluch.ru/archive/114/30365/

Муниципальный долг в 2020 году — что это такое, формы, виды, реструктуризации

Территория России разделена не только на отдельные субъекты федерации. Каждый субъект также имеет свое деление на городские округа и другие муниципальные образования.

В каждом МО существуют свои местные органы власти, которые решают большинство вопросов.

Они могут от имени МО принимать различные обязательства, часть из которых будет составлять муниципальный долг. Этот вид долгов имеет огромное число нюансов и моментов, которых необходимо учитывать.

Что это такое

Муниципальным образованием называется территория, на которой осуществляется местное самоуправление.

В МО могут входить как один, так и сразу несколько населенных пунктов. Например, если рядом с городом располагаются поселки, то они часто входят в одно муниципальное образование.

  • Может наравне с физическими и юридическими лицами выступать участником гражданско-правовых отношений.
  • Муниципальный долг представляет собой непогашенные обязательства муниципального образования, находящегося на территории субъекта России.
  • Задолженность формируется из различных видов займов, которые брались конкретным на определенный срок.
  • Максимальный срок погашения обязательств, которые могут быть включены в долг составляет 10 лет.

Важно! В объем муниципального долга включается лишь основной долг органа местного самоуправления, т.е. первоначально полученная сумма.

  1. Начисляемые проценты по кредитным договорам и иным обязательствам муниципалитета также входят в сумму, но при его учете в общий объем не включаются.
  2. Обеспечением по долгам этого типа выступает имущество, которое формирует муниципальную казну.
  3. Фактическое погашение долга данного типа осуществляется за счет средств местного бюджета.
  4. Управление осуществляется местной администрацией, именно на нее возлагаются соответствующие обязанности.
  5. Обычно основные задачи выполняют финансовый и экономические отделы администрации, но могут быть созданы и специальные подразделения.

При управлении долгом подобного типа должно соблюдаться не только гражданское, но и бюджетное законодательство. Часто это существенно усложняет задачу.

Правовые основы

Вопросам государственного долга в Бюджетном кодексе посвящена отдельная глава 14. В ней же описываются все моменты относительно долговых обязательств МО.

Так, статья 100 БК РФ описывает исчерпывающую структуру муниципального долга и указывает на максимальные сроки обязательств.

А в статье 107 Бюджетного кодекса РФ указывается о том, что предельный объем задолженности не должен превышать размер доходов бюджета МО за год. В некоторых случаях он должен быть меньше половины таких доходов.

Замечание. Муниципальный долг понятие более конкретное, чем долг юридического или физического лица, возникающий в процесс гражданско-правовых взаимоотношений.

Но на практике разобраться с муниципальным долгом и не допустить нарушений сложнее, ведь требуется соблюдать бюджетное законодательство, которое во многом сложнее.

Какие есть виды

  • Согласно действующему бюджетному законодательству в муниципальный долг нельзя просто так взять и включить различные виды обязательств.
  • Бюджетный кодекс строго указывает, в каком виде, каких обязательств он может существовать.
  • Этот список является исчерпывающим, и включить в муниципальный долг задолженность по другим обязательства нельзя.
  • Рассмотрим, в виде каких обязательств может существовать муниципальный долг:
 Муниципальные ценные бумаги Для того чтобы найти заемные средства органы власти МО могут принять решение о выпуске ценных бумаг. Образованная по ним задолженность по ним обязательно будет входить в долг МО
 Бюджетные кредиты Достаточно часто муниципальные образования привлекают кредиты от областного, краевого или федерального бюджетов РФ. Эта задолженность также войдет в муниципальный долг.
 Кредиты от кредитных организаций Местные органы власти могут договориться с любым коммерческим или государственным банком о выдаче муниципальному образованию ссуды, и она также войдет в долг МО
 Муниципальными гарантиями Если муниципалитет выступает гарантом по каким-либо обязательствам третьих лиц, то она должна быть включена в долг муниципалитета

Никаких других видов обязательств включено быть не может. Об этом имеется прямое указание в ст. 100 Бюджетного кодекса РФ.

Существующие формы

Муниципальный долг в Бюджетном кодексе РФ достаточно хорошо классифицирован.

Он может существовать в одной из следующих форм:

 Краткосрочной При которой срок погашения обязательств меньше либо равен 1 году 
 Среднесрочной Она имеет срок от 1 до 5 лет
 Долгосрочной Долги этой формы должны быть погашены в период от 5 до 10 лет

10 лет — это предельный срок для долговых обязательств муниципалитета, относящихся к его долгу. Больше он не может быть установлен, по крайней мере, в первоначальном соглашении.

Из чего складывается

  1. Бюджетный кодекс РФ указывает довольно четко, из чего складывается объем муниципального долга.
  2. В отличие от видов обязательств, включаемых в муниципальный долг, этот список будет открытым.

  3. В него, при необходимости, могут включаться и иные непогашенные обязательства по долгам муниципального образования.

  4. Рассмотрим, из чего обычно складывается:
 Размер долга по различным ценным бумагам, выпущенным муниципалитетом При этом учитывается номинальная стоимость таких бумаг 
 Бюджетные кредиты В расчет берется только размер основной задолженности 
 Коммерческие и другие кредиты По ним также учитывается лишь размер первоначальной (основной) задолженности
 Объем всех выданных муниципалитетом гарантий  —

Муниципальный государственный долг

  • Муниципальный (государственный) долг является эффективным способом восполнения дефицита бюджета.
  • Но все заимствования обязательно должны быть обдуманными и направленными на решение необходимых проблем.
  • Вечно покрывать дефицит за счет различных кредитов или облигаций местные власти не смогут.

Структура

Муниципальный долг состоит главным образом из заимствований. Они могут быть осуществлены с помощью различных облигаций или получением кредитов в бюджетах верхнего уровня или напрямую в банках.

Гарантии МО также войдут в структуру долга, как и иные непогашенные обязательства.

Этапы процесса управления

Муниципальный долг само понятие довольно сложное. Еще сложнее выглядит процесс управления им.

Основная задача при этом у местных властей сводится к минимизации стоимости заимствовании, обеспечению своевременного возврата долгов, регулированию размера обязательств, организация эффективного использования полученных средств. Лишь на словах это просто.

Выделяют 6 основных этапов управления долгом МО:

  Этап   Содержание
Обоснования программ Именно на этом этапе должны быть определены предельные объемы получаемых в долг средств, а также виды заимствований
 Формирования программ На этом этапе должны быть сформированы конкретные программы привлечения заемных средств. Именно в этот момент проделывается основная работа и от ее качества зависит насколько тяжело будет справляться МО с принятым на себя бременем, т.к. в этот период устанавливается и порядок возврата долга 
 Размещения облигаций На нем также осуществляется регулировка курса муниципальных облигаций на вторичном рынке 
 Работы с кризисными долговыми ситуациями Если справиться с долговой нагрузкой МО не в состоянии, то должны быть начаты переговоры с кредиторами. Их результатом может стать отсрочка платежа, соглашении о реструктуризации и т. д. 
 Исполнение обязательств Фактически на нем должны быть осуществлены выплаты в соответствии с первоначальным или скорректированным графиком платежей 
 Контроль За муниципальными заимствованиями и их обоснованностью должен быть постоянный контроль. Основная цель данного этапа — обеспечение привлечения заемных средств на максимально выгодных условиях 

Видео: главные понятия

Проведение реструктуризации

В некоторых случаях муниципальный долг может быть реструктуризирован. Для этого местным властям придется провести переговоры и договориться о соответствующих условиях со своими кредиторами.

  1. К основным задачам подобной процедуры относится как снижение нагрузки при обслуживании долга, так и получение более выгодных условий.
  2. Фактически при реструктуризации старые долговые обязательства меняются по соглашению с кредитором на новые.
  3. В периметр реструктуризации могут войти, как только основные суммы долгов, так и расходы на их обслуживание.
  4. Нередко при проведении подобных процедур часть или весь муниципальный долг оказывается списан.
  5. Особенно часто применяется списание долгов, если заимствования были осуществлены в бюджетах верхнего уровня.
  6. После проведения реструктуризации будут образованы новые обязательства, а старые – прекратятся.
  7. При этом обычно согласовывается и новый график погашения выплат по этим обязательствам.
  8. Важно при проведении процедуры учитывать предельный объем муниципального долга.

Муниципальный долг имеет множество особенностей. Их обязательно надо учитывать, ведь неправильная работа с ним может привести к нарушениям законодательства.

В итоге виновные лица будут вынуждены нести ответственность за свои ошибки, а развитию МО будет нанесен ущерб.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://yurday.ru/municipalnyj-dolg/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector