Отчисления в резервы по сомнительным долгам для малых предприятий: п 2 ст 266 нк рф, расходы на формирование

Отчисления в резервы по сомнительным долгам для малых предприятий: п 2 ст 266 НК РФ, расходы на формирование

ПБУ 8/2010 обязывает вести учет обязательств по предстоящим отпускам работников все организации, кроме субъектов малого предпринимательства. Под действие данного положения попадают организации, имеющие в своем составе более 50 сотрудников. Оценочные обязательства по оплате труда, признаваемые в бухгалтерском учете, могут по желанию организации признаваться и в налоговом учете.

Параметры учета оценочных обязательств задаются в учетной политике организации. Для целей бухгалтерского учет доступен выбор варианта учета:

  • Метод обязательств — ежемесячно рассчитывается средняя заработная плата работника и умножается на количество дней отпуска, которые положены за отработанный период. Полученная величина увеличивается на сумму страховых взносов. РСБУ и МСФО максимально близки при использовании в РСБУ метода обязательств. Полностью сблизить методику можно за счет использования в качестве ставки взносов текущую ставку каждого конкретного сотрудника – это не противоречит ни РСБУ, ни МСФО;
  • Нормативный метод — определяется некая величина (норматив) от фонда оплаты труда (ФОТ). Ежемесячно вычисляется сумма резерва, исходя из фактического фонда оплаты труда расчетного месяца и норматива. Полученная величина должна быть увеличена на сумму страховых взносов. РСБУ и НУ максимально близки при использовании нормативного метода. Данная методика не подходит для МСФО.

Для целей налогового учета применяется только нормативный метод. Параметры нормативного метода: процент отчислений и предельная величина – также задаются в учетной политике организации.

В раздел Зарплата добавлен новый документ Начисление оценочных обязательств по отпускам.

Документ создается в конце отчетного периода по начислениям текущего месяца и отражает список оценочных обязательств в разрезе подразделений управленческой структуры предприятия и способов отражения зарплаты в финансовом учете.

Документ регистрируют расходы текущего месяца, отдельно отражаются суммы по бухгалтерскому и налоговому учетам (в соответствии с параметрами учетной политики), а также суммы расходов в различные фонды. Отражение документа в учете зависит от выбранного варианта учета оценочных обязательств.

  • оценочные обязательства ведутся только в бухгалтерском учете — суммы НУ в документе начисления резервов равны нулю:
  • оценочные обязательства ведутся в бухгалтерском и налоговом учетах, в бухгалтерском учете применяется метод обязательств — суммы БУ и НУ в документе начисления резервов различаются:
  • оценочные обязательства ведутся в бухгалтерском и налоговом учетах, в бухгалтерском учете применяется нормативный метод — в документе начисления резервов суммы НУ равны суммам БУ:

Регистрация выплат за счет резервов выполняется автоматически при вводе документов:

  • Отпуск — регистрация суммы отпускных за счет резерва. При проведении документа списываются доступные резервы;
  • Начисление зарплаты – регистрация взносов с отпускных за счет резерва.

Списание отпускных и взносов выполняется в пределах накопленных резервов. Сумма превышения списывается на расходы при отражении зарплаты в финансовом учете.

В документах Отражение зарплаты в финансовом учете для выплат за счет резервов появились новые операции:

  • Ежегодный отпуск – сумма отпускных и взносов, которые относятся на расходы текущего месяца (аналогично другим начислениям):
  • Отпуск за счет обязательств и резервов – отпускные и взносы за счет резервов. Данная операция применяется, если отражение в БУ и НУ совпадает (нормативный метод):
  • Отпуск за счет обязательств и резервов (БУ) и Отпуск за счет обязательств и резервов (НУ) – различные суммы отпускных и взносов за счет резервов для отражения в бухгалтерском учете (метод обязательств) и налоговом учете. Суммы по БУ и НУ указываются в разных строках документа:
  • Отпуск за счет обязательств – суммы отпускных и резервов для отражения в бухгалтерском учете, если оценочные обязательства в НУ не ведутся:

Для выплат за счет резерва регистрация расходов не требуется, поэтому способ отражения не указывается для следующих операций:

  • Отпуск за счет обязательств и резервов,
  • Отпуск за счет обязательств и резервов (БУ),
  • Отпуск за счет обязательств и резервов (НУ).

Операции начисления оценочных обязательств являются регламентными и выполняются ежемесячно после ввода всех начислений и удержаний. Данные операции могут выполняться автоматически в случае использования встроенной подсистемы учета зарплаты.

В состав регламентных операций закрытия месяца добавлены новые операции:

В раздел Регламентированный учет – Бухгалтерский учет — Справки-расчеты добавлен новый отчет Резервы отпусков, который отражает подробный расчет обязательств:

  • показатели для расчета резервов по сотрудникам,
  • суммы резервов в бухгалтерском и налоговом учетах,
  • временные разницы.

При расчете зарплаты в отдельной информационной базе расчет резервов в прикладном решении не выполняется.

Документы Начисление оценочных обязательств (аналогично документам Отражение зарплаты в финансовом учете) создаются в результате обмена или вручную, в них указываются предварительно рассчитанные данные в разрезе подразделений и способов отражения. Отражение документов в бухгалтерском и налоговом учете происходит по единым, описанным выше правилам.

Для быстрого перехода по сайтам ведомств в разделе 1С-Отчетность добавлена страница Личные кабинеты.

Расширен состав форм регламентированной отчетности. Внесены изменения в электронном представлении форм регламентированной отчетности.

Выполнены доработки в целях развития функционала отправки документов по требованию ФНС:

  • при выборе документов для отправки появилась возможность работать с документами информационной базы;
  • на основании данных информационной базы и прикрепленных изображений выбранных документов выполняется автоматическая подготовка отправляемых документов;
  • упрощен интерфейс отправки документов.

В соответствии с Приказом ФНС РФ от 02.02.2015 № ММВ-7-15/[email protected] «Об утверждении форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж в электронной форме» обновлены форматы документов «Счет-фактура» и «Корректировочный счет-фактура».

Источник: https://april-concert.ru/otrazhenie-rezervov-v-nalogovom-uchete/

Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам (Ст.266 НК)

Алтайский край:

  • Барнаул
  • Бийск
  • Яровое
  • Горно-Алтайск

Амурская область:

Архангельская область:

Астраханская область:

Белгородская область:

Владимирская область:

Волгоградская область:

Вологодская область:

  • Вологда
  • Великий Устюг
  • Череповец

Воронежская область:

  • Воронеж
  • Борисоглебск
  • Лиски
  • Россошь

Забайкальский край:

Ивановская область:

Кабардино-Балкарская Республика:

Калининградская область:

Калужская область:

Камчатский край:

  • Елизово
  • Петропавловск-Камчатский

Карачаево-черкесская республика:

Кемеровская область:

  • Кемерово
  • Междуреченск
  • Новокузнецк

Костромская область:

Краснодарский край:

  • Краснодар
  • Анапа
  • Апшеронск
  • Армавир
  • Белореченск
  • Геленджик
  • Гулькевичи
  • Ейск
  • Кропоткин
  • Крымск
  • Лабинск
  • Новокубанск
  • Новороссийск
  • Сочи
  • Тимашёвск
  • Тихорецк
  • пос. Лазаревское
  • пгт Новомихайловский
Читайте также:  Проверить задолженность юридического лица по ип в фссп

Красноярский край:

Курганская область:

Ленинградская область:

  • Санкт-Петербург
  • Кингисепп
  • Гатчина

Магаданская область:

Московская область:

  • Москва
  • Балашиха
  • Домодедово
  • Дубна
  • Зеленоград
  • Электросталь
  • Клин
  • Коломна
  • Королёв
  • Люберцы
  • Мытищи
  • Ногинск
  • Орехово-Зуево
  • Подольск
  • Пушкино
  • Раменское
  • Серпухов
  • Химки
  • Чехов
  • Щёлково

Мурманская область:

Нижегородская область:

Новгородская область:

Новосибирская область:

  • Новосибирск
  • Бердск
  • р/п Краснозерское

Оренбургская область:

  • Оренбург
  • Бугуруслан
  • Орск
  • Новотроицк
  • Ясный

Пензенская область:

Пермский край:

Приморский край:

  • Владивосток
  • Арсеньев
  • Артём
  • Большой Камень
  • Лесозаводск
  • Находка
  • Партизанск
  • Спасск-Дальний
  • Уссурийск
  • пгт. Кавалерово
  • с. Камень-Рыболов

Псковская область:

Республика Адыгея:

Республика Башкортостан:

  • Уфа
  • Белорецк
  • Белебей
  • Бирск
  • Дюртюли
  • Ишимбай
  • Кумертау
  • Мелеуз
  • Нефтекамск
  • Октябрьский
  • Салават
  • Сибай
  • Стерлитамак
  • Туймазы
  • Янаул
  • с. Бакалы
  • с. Буздяк
  • с. Месягутово
  • с. Новобалтачево
  • с. Старосубхангулово

Республика Бурятия:

Республика Дагестан:

Республика Крым:

  • Джанкой
  • Евпатория
  • Севастополь
  • Симферополь
  • Ялта
  • Феодосия
  • Саки
  • пгт. Черноморское

Республика Марий Эл:

Республика Мордовия:

Республика Ингушетия:

Республика Казахстан:

Республика Калмыкия:

Республика Карелия:

Коми:

  • Сыктывкар
  • Воркута
  • с. Усть-Кулом

Республика Саха (Якутия):

Республика Северная Осетия-Алания:

  • Владикавказ
  • пос. Заводской

Республика Татарстан:

  • Казань
  • Азнакаево
  • Набережные челны
  • Лениногорск

Республика Удмуртия:

Республика Хакасия:

Республика Чувашия:

Ростовская область:

  • Ростов-на-Дону
  • Азов
  • Аксай
  • Батайск
  • Белая Калитва
  • Волгодонск
  • Зерноград
  • Каменск-Шахтинский
  • Миллерово
  • Новочеркасск
  • Новошахтинск
  • Сальск
  • Таганрог
  • Шахты
  • х. Новоспасовка
  • ст-ца Егорлыкская
  • п. Целина
  • п. Тарасовский

Рязанская область:

Самарская область:

Саратовская область:

  • Саратов
  • Балаково
  • Балашов
  • Энгельс
  • Маркс
  • Вольск
  • р.п. Духовницкое

Сахалинская область:

Свердловская область:

  • Екатеринбург
  • Красноуфимск

Смоленская область:

Ставропольский край:

  • Ставрополь
  • Георгиевск
  • Лермонтов
  • Пятигорск

Тамбовская область:

Тверская область:

Тульская область:

Тюменская область:

Ульяновская область:

Хабаровский край:

  • Хабаровск
  • Комсомольск-на-Амуре
  • с. Троицкое

Ханты-Мансийский АО:

  • Ханты-Мансийск
  • Нижневартовск
  • Сургут

Челябинская область:

  • Челябинск
  • Златоуст
  • Магнитогорск

Чеченская Республика:

Ямало-Ненецкий АО:

Ярославская область:

Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/156-snezhana/nalogovyj-uchet/nalogovyj-uchet-nalog-na-pribyl/2695-rasxody-na-formirovanie-rezervov-po-somnitelnym-dolgam-st266-nk.html

Статья 266. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам

1.

Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (абзац дополнен с 14 июля 2005 года Федеральным законом от 6 июня 2005 года N 58-ФЗ, действие распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2005 года.

  • Для налогоплательщиков-банков сомнительным долгом также признается задолженность по уплате процентов, образовавшаяся после 1 января 2015 года, по долговым обязательствам любого вида в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, вне зависимости от наличия залога, поручительства, банковской гарантии.
  • (Абзац дополнительно включен с 30 июня 2002 года Федеральным законом от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ, действие распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 420-ФЗ.
  • Для налогоплательщиков — страховых организаций, определяющих доходы и расходы по методу начисления по договорам страхования, сострахования, перестрахования, по которым сформированы страховые резервы, резерв сомнительных долгов по дебиторской задолженности, связанной с уплатой страховых премий (взносов), не формируется (абзац дополнительно включен с 30 июня 2002 года Федеральным законом от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ; действие распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года).

Для налогоплательщиков — кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций не признается сомнительной задолженность, по которой в соответствии со статьей 297.3 настоящего Кодекса предусмотрено создание резервов на возможные потери по займам.

(Абзац дополнительно включен с 1 января 2014 года Федеральным законом от 2 ноября 2013 года N 301-ФЗ)
2.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

  1. (Абзац дополнен с 30 июня 2002 года Федеральным законом от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ; действие распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года
    Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:
    (Абзац дополнительно включен с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29 ноября 2012 года N 206-ФЗ)
    невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
    (Абзац дополнительно включен с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29 ноября 2012 года N 206-ФЗ)
  2. у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

(Абзац дополнительно включен с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29 ноября 2012 года N 206-ФЗ)
3. Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

Настоящее положение не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций.

Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности.

Кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам.

  • (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 2 ноября 2013 года N 301-ФЗ.
  • 4. Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом (абзац в редакции, введенной в действие с 30 июня 2002 года Федеральным законом от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ; действие распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года; в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ:
    1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ;
    2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) — в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ;
  • 3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерва.
  • При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса (для банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций — от суммы доходов, определяемых в соответствии с настоящей главой, за исключением доходов в виде восстановленных резервов).
  • (Абзац дополнен с 30 июня 2002 года Федеральным законом от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ; действие распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года; в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 2 ноября 2013 года N 301-ФЗ.
  • Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном настоящей статьей.
Читайте также:  Задолженность по кредиту через интернет в альфа банке: как узнать

5. Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период.

При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода.

В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде (абзац в редакции, введенной в действие с 30 июня 2002 года Федеральным законом от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ; действие распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.

В случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии с настоящей статьей, осуществляется за счет суммы созданного резерва.

В случае, если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов (абзац в редакции, введенной в действие с 30 июня 2002 года Федеральным законом от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ; действие распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.

Комментарий к статье 266 НК РФ

Статья 266 Налогового кодекса РФ определяет порядок создания резерва по сомнительной задолженности.

Сомнительной признается задолженность, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, которая не погашена в сроки, установленные договором и не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией.

Обратите внимание: с нового года при создании резерва больше не учитываются, скажем, авансы, выданные поставщикам, или предоставленные займы.

Чтобы определить суммы резерва по сомнительным долгам, нужно каждый месяц или квартал (в зависимости от того, как фирма считает налог на прибыль) проводить инвентаризацию дебиторской задолженности. На основании данных инвентаризации и выделяются сомнительные долги.

  1. В резерв просроченная задолженность в налоговом учете включается в зависимости от сроков возникновения:
    — более 90 дней — в полном объеме;
    — от 45 до 90 дней (включительно) — 50 процентов от суммы задолженности;
  2. — менее 45 дней — не включается.

Указанный срок определяют не с момента возникновения дебиторской задолженности, а со дня оплаты, который указан в договоре или счете.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ затраты на формирование резерва по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов.

Сумма резерва, включаемая в расходы отчетного (налогового) периода, не может превышать 10 процентов от выручки за тот же отрезок времени (п. 4 ст. 266 Налогового кодекса РФ).

Понятно, что размер резерва в следующем периоде может быть больше или меньше предыдущего. Если сумма нового резерва больше, то разница между ними включается во внереализационные расходы в течение отчетного (налогового) периода. А при снижении суммы разница должна быть включена во внереализационные доходы текущего отчетного (налогового) периода (п. 5 ст. 266 Налогового кодекса РФ).

Резерв по сомнительным долгам может быть использован только на покрытие убытков от безнадежных долгов. Безнадежными являются долги, по которым истек срок исковой давности или обязательство прекращено в соответствии с гражданским законодательством. Скажем, по причине ликвидации должника.

Заметим: организация может сама выбрать, создавать ей резервы по сомнительным долгам или нет. Принятое решение нужно отразить в приказе об учетной политике.

Если у вас остались вопросы по статье 266 НК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Источник: http://onlkrf.ru/st266

Система бухгалтерского учета резервов на предприятии: финансовые и налоговые последствия

Хозяйствующие субъекты имеют право формировать в системе бухгалтерского учета различные виды резервов. Одни из них создаются в обязательном порядке, другие — добровольно. В большинстве случаев отражение резервов в налоговом учете позволяет фирмам увеличивать расходы, что дает возможность получить от государства бесплатную отсрочку по уплате налога на прибыль организаций.

Читайте также:  Стоит ли платить коллекторам за просроченные кредиты

Ключевые слова: резервы, финансовый учет, налоговый учет, МСФО.

В системе бухгалтерского учета для отечественных хозяйствующих субъектов предусмотрена возможность создавать различные виды резервов. Они могут формироваться для уточнения оценки отдельных объектов бухгалтерского учета, а также для покрытия предстоящих расходов.

Перечни потенциальных резервов в финансовом и налоговом учете, к сожалению, различаются. В таблице 1 представлена информация о возможности создания резервов в финансовом учете предприятия.

Таблица 1

Виды резервов в системе финансового учета хозяйствующего субъекта

Резервы Целевое назначение Бухгалтерские записи
1. Резервы под снижение стоимости материальных ценностей Создаются в ситуациях, когда рыночная стоимость запасов становится ниже их фактической стоимости
  • Формирование:
  • Д-т счета 91/2 — К-т счета 14
  • Восстановление:
  • Д-т счета 14 — К-т счета 91/1
2. Резервы под обесценение финансовых вложений Создаются в ситуациях, когда возникают признаки существенного снижения стоимости финансовых вложений
  1. Формирование:
  2. Д-т счета 91/2 — К-т счета 59
  3. Восстановление:
  4. Д-т счета 59 — К-т счета 91/1
3. Резервы по сомнительным долгам Создаются в ситуациях, когда покупатели (заказчики) просрочили оплату своих долгов
  • Формирование:
  • Д-т счета 91/2 — К-т счета 63
  • Восстановление:
  • Д-т счета 63 — К-т счета 91/1
4. Резервы предстоящих расходов Создаются в ситуациях, когда требуется реализовать на практике принцип начисления в учете (на гарантийные ремонт и обслуживание, на оплату отпусков работникам и пр.)
  1. Формирование:
  2. Д-т счетов 20, 23, 25 …
  3. — К-т счета 96
  4. Использование:
  5. Д-т счета 96 — К-т счетов 60, 70, 69 …
  • В таблице 2 отражен перечень основных резервов, которые предприятия имеют право формировать в рамках налогового учета (в соответствии с 25 главой Налогового кодекса РФ (НК РФ) [1]).
  • Таблица 2
  • Основные виды резервов в системе налогового учета хозяйствующего субъекта
Резервы Порядок создания
1. Резервы по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ) При просрочке долга менее 45 дней резервы не создаются. При просрочке долга от 45 до 90 дней резервы создаются в размере 50 % суммы долга. При просрочке долга свыше 90 дней резервы создаются на полную сумму долга. Резервы на любую отчетную дату не должны превышать 10 % от выручки отчетного (налогового) периода
2. Резервы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (ст. 267 НК РФ) Размер резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание не должен превышать установленного предельного значения (порядок его расчета зависит от срока функционирования фирмы в сфере гарантийного ремонта и гарантийного обслуживания (менее 3 лет или более 3 лет), согласно ст. 267 НК РФ)
3. Резервы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (НИОКР) (ст. 267.2 НК РФ) Резервы можно формировать на срок реализации программы НИОКР, но не более 2 лет. Размер резервов не должен превышать планируемые расходы (согласно смете на НИОКР). В ст.267.2 НК РФ утверждена формула для расчета предельной величины отчислений в резервы, которая одновременно не должна превышать 20 % от суммы доходов отчетного (налогового) периода
4. Резервы на ремонт основных средств (ст. 324 НК РФ) Величина резервов рассчитывается исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, установленных фирмой. Предельное значение резервов не должно превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт основных средств за три последние года
5. Резервы на предстоящие расходы на оплату отпусков (ст. 324.1 НК РФ) Резервы рассчитываются исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда сотрудников (согласно установленной методике расчета среднего заработка) и обязательных отчислений во внебюджетные фонды. Остаток резервов можно переносить на следующий год при условии дальнейшего создания таких резервов
6. Резервы на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (ст.324.1 НК РФ) Резервы создаются аналогично порядку формирования резервов на оплату отпусков
И др.

В учетной практике российских предприятий резервы, как правило, создавались крайне редко. Главная причина в том, что создание резервов требовала от бухгалтеров специальных профессиональных компетенций и повышала трудоемкость учетных работ.

Тем более что, в связи с некоторыми различиями в методике формирования резервов в целях финансового и налогового учета, у предприятий, применяющих Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», в учете появлялись разницы, которые следовало соответствующим образом отражать на бухгалтерских счетах (а это достаточно сложный процесс).

Однако формирование некоторых резервов в системе финансового учета отечественных предприятий является обязательным. В частности, к числу обязательных резервов в целях финансового учета относятся:

1)      резервы под обесценение финансовых вложений;

2)      резервы по сомнительным долгам.

Резервы под обесценение финансовых вложений являлись обязательными относительно давно — с момента вступления в силу ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» [4].

Но такие специфические объекты бухгалтерского учета, как выданные займы, депозиты, долговые ценные бумаги и прочие финансовые вложения, по которым может возникнуть обесценение, в финансово-хозяйственной деятельности российских предприятий практически не появляются.

Особенно, если идет речь о субъектах малого и среднего бизнеса: они просто не обладают временно свободными запасами денежных средств, которые можно разместить в виде финансовых вложений.

А вот резервы по сомнительным долгам занимают особое место: они стали обязательными недавно, и их теперь необходимо создавать практически всем хозяйствующим субъектам.

Перечень оснований для создания указанных резервов расширился с 2011 года (в соответствии с Приказом Министерства финансов России от 24.12.2010 г. № 186н [2]).

В частности, теперь сомнительным долгом признается дебиторская задолженность, которая:

  1. 1)      не обеспечена гарантиями;
  2. 2)      не погашена в сроки по договору;
  3. 3)      с высокой степенью вероятности не будет погашена.

Следовательно, сомнительным долгом может считаться даже та дебиторская задолженность, срок оплаты которой еще не наступил.

Например, предприятие располагает сведениями, что определенный покупатель (заказчик) по другому договору имеет просроченный долг, существуют соответствующие судебные разбирательства.

Причем это касается и тех ситуаций, когда возникает долг поставщиков и подрядчиков по авансам выданным.

Основанием для признания дебиторской задолженности сомнительной являются: выписки из ЕГРЮЛ с информацией о возможной ликвидации дебитора, данные его финансовой отчетности, сведения о начавшейся процедуре банкротства и пр.

Источник: https://moluch.ru/archive/52/6834/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector