Финансовые долговые инструменты: это, инструменты управления государственным долгом

Вторая статья из цикла о мировой финансовой системе и её компонентах: рынке акций, долговых инструментах, деривативах, институциональных инвесторах, хедж-фондах, суверенных фондах и многом другом. Напомним, что статьи сформированы из главы «Объемы и динамика современных финансовых потоков» монографии «Политическое измерение мировых финансовых кризисов».

Первая статья >>>

Долговые инструменты

По своим масштабам глобальный рынок долговых инструментов (на 95% это облигации) заметно превосходит рынок акций.

Адекватный капитализации показатель для рынка долговых инструментов – совокупный объем находящихся в обращении облигаций и инструментов денежного рынка (debt securities outstanding). В конце 2009 г.

он составлял 91 трлн долл., или около 160% валового мирового продукта (табл. 3.5).

Финансовые долговые инструменты: это, инструменты управления государственным долгом

В отличие от капитализации, динамика показателей состояния долгового рынка, как видно из рис. 3.5 и 3.

6, на отрезке последних 20 лет была очень стабильной и, с некоторыми оговорками, может быть описана линейной зависимостью с положительным угловым коэффициентом.

За 20 лет соотношение мировой задолженности и валового мирового продукта выросло ровно в 2 раза. В этом, в числе прочего, проявился феномен финансиализации экономики.

Финансовые долговые инструменты: это, инструменты управления государственным долгом

Как и в случае с рынком акций, подавляющая часть всей задолженности по ценным бумагам (примерно 95% в 1990 и 91% в 2009 г.) приходится на развитые страны. А это накопленный капитал, права на ресурсы, которые приносят высокие доходы. 

На облигации (долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные) приходится 95% задолженности. Доля депозитных сертификатов и коммерческих бумаг (инструментов денежного рынка) не превышает в целом 5%. Подобное соотношение определяется прежде всего потребностями воспроизводства.

Банк международных расчетов приводит данные по долговым инструментам в разрезе размещения займов (внутренние и внешние – табл. 3.6, рис. 3.7, 3.8 и 3.9).

Финансовые долговые инструменты: это, инструменты управления государственным долгомФинансовые долговые инструменты: это, инструменты управления государственным долгом

При общем росте всех сегментов долгового рынка на рассматриваемом на рисунках временном интервале на некоторых отрезках имелись определенные отклонения, вызванные текущими особенностями макроэкономической ситуации и связанной с ней экономической политикой государства. Традиционно главным заемщиком выступает государство (центральное правительство и органы власти более низкого уровня). Однако во второй половине 1990-х гг. в связи с чрезвычайно благоприятной экономической конъюнктурой для большинства развитых стран, оздоровлением государственных финансов в США, Великобритании, Италии, Франции и Германии происходило сокращение эмиссии облигаций государственными органами. Финансовые долговые инструменты: это, инструменты управления государственным долгом Как видно на рис. 3.8, на рубеже столетий общий объем задолженности по государственным облигациям практически сравнялся с задолженностью по облигациям финансовых компаний – второй крупнейшей группы заемщиков, выделяемых БМР. Наступление экономического спада в развитых странах в начале десятилетия заставило правительства увеличить государственные расходы с одновременным сокращением налоговой нагрузки, что привело к новому росту государственных заимствований в форме выпуска облигаций. В текущем десятилетии при сохранении высоких темпов роста долга частного сектора государственные заимствования увеличивались более высокими темпами.

В условиях мирового финансово-экономического кризиса, отчасти связанного как раз с накоплением чрезмерного долга частным сектором, в особенности финансовыми институтами, произошло замещение частного долга (главным образом банков) долгом государственным.

На рис. 3.8 ясно видно, как в 2008 г. произошло сокращение задолженности финансовых институтов при одновременном росте долга государственного. Во время кризиса объемы займов частному сектору резко сокращаются, доверие сохраняется только к бумагам государства, которое в состоянии привлечь средства на рынке.

В условиях нынешнего кризиса во многих странах мира государство (министерства финансов, центральные банки) фактически взяли на себя долги отдельных системных институтов, предоставив ресурсы в обмен на часть их акционерного капитала.

Программы помощи частному сектору исчисляются триллионами долларов (только в США – сотни миллиардов).

В начале 2000-х гг. отношение валового (брутто) и чистого государственного долга к ВВП в США, Германии, Франции, Великобритании находилось в диапазоне 40-60% и постоянно росло (рис. 3.9 и 3.10).

Финансовые долговые инструменты: это, инструменты управления государственным долгом

Государственный долг США к 2010 г. в относительном выражении оказывается вдвое больше, чем в конце 1990-х гг. Угрожает ли данный долг экономической безопасности США и всего мира? Колоссальный бюджетный дефицит США (1,4 трлн долл. в 2009 финансовом году, примерно равен годовому ВВП России) финансируется пока достаточно легко по низкой процентной ставке.

Спрос на государственные облигации США сохраняется на высоком уровне и все аукционы по размещению облигаций проходят успешно. Все виды государственных облигаций (кратко-, средне- и долгосрочные, табл. 3.7) востребованы инвесторами как в США, так и за рубежом. За 10 лет доля иностранных держателей государственного долга США выросла с 30 до 50% (рис. 3.11).

Финансовые долговые инструменты: это, инструменты управления государственным долгомКрупнейшими держателями американских казначейских облигаций выступают центральные банки КНР и Японии. В список держателей крупных пакетов облигаций попала и Россия (табл. 3.8).

Финансовые долговые инструменты: это, инструменты управления государственным долгом

В условиях огромного государственного долга у правительства при изменении возможностей финансирования бюджетного дефицита (повышении процентной ставки) может появиться соблазн решить проблему за счет инфляционного обесценения долга. А это означает, учитывая накопленные долларовые активы, колоссальные потери для инвесторов в других странах, т. е. для глобальной экономики.

То, что размер государственного долга США равен объему его ВВП, внушает некоторые опасения. В американской истории был период, когда государственный долг даже превышал ВВП: в годы Второй мировой войны он составлял 120% ВВП. К середине 1970-х гг. он снизился до 30% ВВП.

Однако необходимо иметь в виду значительно более высокий потенциал роста американской экономики в послевоенный период. Кроме того, отчасти сокращение произошло как раз благодаря инфляции, которая в конце 1940-х, начале 1950-х и в 1970-е гг. превышала двузначные цифры.

Так что основания для беспокойства, связанные с бюджетным дефицитом и государственным долгом США, безусловно, есть.

Нельзя забывать и о колоссальном долге, накопленном правительствами штатов, в результате выпуска ими муниципальных облигаций. Как отмечалось выше, общий объем этого долга составлял в декабре 2009 г. 2,8 трлн долл.

, что составляло 19% ВВП. В частности, в 2005 г. получил широкий резонанс долговой кризис штата Калифорния.  

В целом в масштабах мировой экономики доля долговых обязательств государственных органов на долговом рынке (внутреннего долга) составляет примерно 50%. К концу 1990-х гг. она снизилась до 45%, но к 2009 г. повысилась до 53%.

Остальное приходится на компании. Как отмечалось выше, БМР выделяет две группы компаний: финансовые и нефинансовые.

Первый вывод, который выглядит неожиданным, заключается в том, что основная часть долговых инструментов выпускается финансовыми институтами, а доля нефинансовых компаний относительно невелика: 11-14% задолженности по внутренним долговым бумагам за последние 30 лет без какой-либо тенденции изменения в ту или другую сторону.

Впрочем, соотношение между финансовыми и нефинансовыми эмитентами заметно отличается в разных странах.

Доля нефинансовых компаний среди эмитентов облигаций наиболее высока в США, Японии, Англии и Франции, низкая – в ФРГ и Италии.

В ФРГ потребности в долгосрочном капитале нефинансовых компаний удовлетворяются за счет банковских кредитов, источниками которых в значительной мере являются ресурсы, привлеченные банками за счет выпуска облигаций.

Более существенно различается структура эмитентов в странах с формирующимися рынками. В этой группе есть страны, у которых практически все ценные бумаги выпускаются государством (Польша, Турция), и одновременно есть ряд стран, где в качестве эмитентов преобладают частные институты (это характерно для азиатских «новых индустриальных» стран).

Наиболее быстрыми темпами росла задолженность по бумагам, размещаемым на международном рынке капитала.

Как отмечалось выше, существующая статистика и практика эмиссии в зависимости от места размещения займов выделяет две категории долговых бумаг (внутренние и международные). В начале 1990-х гг.

доля бумаг внутреннего долга составляла примерно 90%, международных бумаг – 10%. Однако к 2009 г. удельный вес последних вырос до 30%.

Международные бумаги – те, которые размещаются на зарубежном для данного эмитента рынке. Большая часть таких ценных бумаг подпадает под определение «международные облигации» (international bonds), к которым относятся еврооблигации (eurobonds) и «зарубежные облигации» (foreign bonds). На сегодня основной массив (более 90% по стоимости) международных облигаций представлен еврооблигациями.

Опережающий рост международных заимствований отражает растущую интернационализацию мировых рынков капитала и является объективным процессом, но не линейным.

В условиях мирового финансово-экономического кризиса  2007-2009 гг. международный рынок облигаций в 2008 г. сократился в объеме впервые за несколько десятилетий (рис. 3.12).

Свидетельством преодоления кризиса стало восстановление его докризисных размеров в 2009 г.

Финансовые долговые инструменты: это, инструменты управления государственным долгомОсновная часть заимствований на международном рынке приходится на финансовые институты (примерно 80%). Правда, в данном случае, учитывая, что положение на мировом финансовом рынке определяют развитые страны, эта цифра отражает структуру заимствований в этой группе. Среди формирующихся рынков ситуация может быть совсем иной. Здесь зачастую главным эмитентом выступает государство. Так, например, было в России до начала текущего десятилетия (в настоящее время основными заемщиками выступают компании, правда, это преимущественно крупнейшие компании, контролируемые государством), так происходит в настоящее время в Польше, Венгрии, Аргентине и многих других странах.

Доля США на внешнем долговом рынке облигаций составляла в марте 2010 г. 26% и приходилась почти исключительно на финансовые и нефинансовые корпорации. Как отмечалось выше, американскому правительству пока нет смысла искать деньги за рубежом: иностранцы сами охотно приходят в США для участия в аукционах по размещению казначейских облигаций.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что значение рынка облигаций с точки зрения воспроизводственного процесса значительно выше, чем рынка акций.

За счет выпуска облигаций компании привлекают значительно больше ресурсов, чем за счет выпуска акций. Мировой финансово-экономический кризис 2007-2009 гг.

начинался именно как кризис на рынке облигаций (определенного вида) в США, а затем уже поразил и все сферы экономики и финансовой системы.

Продолжение >>>

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)), «Азов»

Источник: http://rusrand.ru/analytics/sovremennyj-finansovyj-mir-dolgovye-instrumenty

Механизмы управления государственным долгом

Государственные органы управления должны учитывать, что государственный долг всегда имеет рациональные пределы, за рамками которых он с стабилизирующего фактора превращается в фактор, который начинает тормозить развитие финансовой системы.

Управление государственным долгом без учета объективных требований и интересов субъектов финансовых отношений нередко приводит к негативным последствиям.

Читайте также:  Претензия о взыскании задолженности по договору: образец

Результатом может быть снижение уровня долговой безопасности государства, ухудшение ее финансовой устойчивости, блокировки зарубежными инвесторами и даже банкротство.

Финансовые долговые инструменты: это, инструменты управления государственным долгом

Политика управления государственным долгом является важным компонентом осуществляемой финансовой политики и существенной составляющей процессов макроэкономического регулирования.

В рыночной экономике менеджмент государственного долга является общим выражением отношения государства к финансовым ресурсам, их перераспределения в межсекторального и в между поколениями континууме и к инструментам макроэкономической координации.

Под управлением государственным долгом следует понимать совокупность мер, принимаемых государством в лице его уполномоченных органов по определению мест и условий размещения и погашения государственных займов, а также гармонизации интересов заемщиков, инвесторов и кредиторов.

Стратегической целью управления государственным долгом являются: обеспечение необходимыми объемами ликвидных средств общего государственного управления и минимизации затрат, связанных с рисками, погашением и обслуживанием государственного долга; создание предпосылок макроэкономической стабильности в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Основными принципами управления государственным долгом являются: оптимизация структуры государственного долга; минимизация расходов на обслуживание государственного долга; минимизация рисков, связанных с этим долгом; содействие развитию внутреннего рынка государственных заимствований. Управление государственным долгом осуществляет Министерство финансов, или по его поручению и от его имени другие организаций и учреждения.

Управление государственным долгом имеет целью: достижение стабильного экономического развития, обеспечения необходимых темпов прироста ВВП и полной занятости, сдерживание инфляционных процессов, обеспечения финансирования социальных программ, формирования достаточных объемов кредитных ресурсов для развития предпринимательской деятельности, привлечения необходимых объемов (и соответствующей структуры) иностранных инвестиций и прочее.

Безопасный уровень долга

Финансовые долговые инструменты: это, инструменты управления государственным долгом

Безопасный уровень долга — это такой его уровень, при котором государство может

  1. своевременно и в полном объеме выполнять свои долговые обязательства без помощи международных финансовых организаций (или иных субъектов), без проведения реструктуризации этих обязательств или объявления дефолта, а также
  2. осуществлять государственные заимствования на рынках капитала по приемлемым процентным ставкам.

Принципы управления государственным долгом

Для эффективного управления государственным долгом нужно придерживаться следующих принципов:

  • безусловности — обеспечение режима безусловного выполнения государством всех обязательств перед инвесторами и кредиторами, государство, как заемщик, приняло на себя при заключении договора займа;
  • снижение рисков — размещение и погашение займов таким образом, чтобы максимально снизить влияние колебаний конъюнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государственных обязательств;
  • оптимальности структуры — поддержание оптимальной структуры долговых обязательств по срокам обращения и погашения;
  • хранения финансовой независимости — поддержание оптимальной структуры долговых обязательств государства между инвесторами-резидентами и инвесторами-нерезидентами;
  • прозрачности — соблюдение открытости при выпуске займов, обеспечение доступа международных рейтинговых агентств к достоверной информации об экономическом положении в государстве для поддержания высокой кредитной репутации и рейтинга государства-заемщика.

В процессе управления государственным долгом необходимо учитывать экономическую и политическую ситуацию в государстве, уровень инфляции, деловой активности субъектов предпринимательской деятельности, степень риска относительно невозвращения долга и тому подобное.

Также принципам (основных правил) управления государственным долгом относятся:

  • обеспечение потребностей государства в заемных ресурсах;
  • минимизации затрат с учетом рисков;
  • развития и поддержки внутреннего рынка государственных ценных бумаг;
  • соблюдение стратегии управления государственным долгом;
  • обязательности выполнения обязательств по государственному долгу своевременно и в полном объеме;
  • учета условных обязательств государства;
  • безопасности — обеспечение уровня государственного долга и условных обязательств на экономически безопасном уровне (предполагает такой уровень, при котором возможно выполнение обязательств)
  • экономической обоснованности принимаемых решений, — государственные заимствования, предоставление государственных гарантий, согласования заимствований местных бюджетов и «государственных предприятий» и другие операции, связанные с управлением государственным долгом, должны быть обоснованными с соответствующими расчетами их целесообразности и последствий;
  • координации политики управления государственным долгом с фискальной и денежно-кредитной политики;
  • прогнозируемости и планирования — решение при управлении государственным долгом принимаются на основе обоснованных планов и прогнозов относительно потребностей государства в финансовых ресурсах и развития макроэкономических показателей;
  • прозрачности и публичности — информация об управлении государственным долгом (в том числе, об условиях государственных заимствований, о совершенных платежах, методологию расчетов) является публичной и обязательно обнародуется;
  • самостоятельности — государство не несет ответственности по долговым обязательствам органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов государственного сектора экономики, и субъектов хозяйствования частного сектора — (в том числе, финансового, банковского)
  • учета и подотчетности — все операции по управлению государственным отражаются в учете; проверяются в соответствии с действующим законодательством; отчитываются; обнародуются;
  • эффективности — обеспечение минимальных расходов государства на погашение и обслуживание государственного долга при максимально возможных выгодах для общества;
  • ответственности — должностные лица, принимающие участие в управлении государственным долгом, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Источник: http://financial-helper.ru/alphabetical_index_all/alphabetical_index_ru/m_ru/mekhanizmy-upravleniya-gosudarstvenny.html

Методы и инструменты управления государственным долгом

Наиболее общим официальным определением понятия «управление государственным долгом», можно признать определение, содержащееся в Наставлениях по управлению государственным долгом, подготовленных сотрудниками Международного валютного фонда и Всемирного банка.

В соответствии с этим документом управление долгом – это процесс разработки и выполнения стратегии управления задолженностью органов государственного управления, которая позволит привлечь необходимую сумму финансирования, выполнить целевые установки правительства в отношении степени риска и затрат, а также решить любые другие задачи, поставленные правительством в области управления государственным долгом, например, задачу создания и поддержания эффективно работающего рынка государственных ценных бумаг.

В Законе Волгоградской области от 30 апреля 2008 г. № 1678-ОД «Об управлении государственным долгом Волгоградской области» содержится перечень мероприятий в области управления государственным долгом. В частности, к такие мероприятия включают в себя:

  • — разработку программы государственных внутренних заимствований Волгоградской области на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
  • — привлечение бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • — привлечение кредитов от кредитных организаций;
  • — выпуск государственных ценных бумаг Волгоградской области;
  • — разработку и принятие нормативных правовых актов об условиях эмиссии и обращения государственных ценных бумаг Волгоградской области;
  • — разработку программы государственных гарантий Волгоградской области;
  • — исполнение обязательств по государственным гарантиям Волгоградской области;
  • — определение методов управления государственным долгом Волгоградской области;
  • — погашение и обслуживание государственного долга Волгоградской области;
  • — реструктуризацию долга;
  • — обеспечение списания долговых обязательств с государственного долга Волгоградской области в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

— анализ и контроль состояния государственного долга Волгоградской области;

— учет движения долговых обязательств и ведение государственной долговой книги Волгоградской области.

Алгоритм финансового менеджмента государственными долговыми обязательствами можно представить в виде схемы (см. рисунок 6).

Финансовые долговые инструменты: это, инструменты управления государственным долгом

Рисунок 6. Алгоритм финансового менеджмента государственными долговыми обязательствами на субфедеральном уровне

Текущие расходы бюджета в финансовом году в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ должны финансироваться исключительно за счет бюджетных доходов.

Тем не менее, внутри года возможно возникновение временных кассовых разрывов, которые могут быть покрыты за счет заемных средств.

С другой стороны, финансирование капитальных расходов допускается как за счет бюджетных доходов, так и за счет привлечения финансовых ресурсов (источников финансирования).

В зависимости от финансового состояния заемщика и целей, которые он преследует, управление долгом включает в себя 3 направления. При этом данная классификация не является жесткой, и в каждом конкретном случае заемщик может использовать комбинацию инструментов, позволяющих решить комплексную задачу.

К первому направлению можно отнести выкуп долга с рынка, ко второму – изменение условий обращающихся выпусков, к третьему – инструменты реструктуризации облигаций при дефолте или его угрозе.

Когда у заемщика есть избыточная ликвидность или альтернативные источники фондирования и при этом его долг торгуется на вторичном рынке с дисконтом, он может принять решение о досрочном погашении части долга. Выкуп публичного долга может происходить как «дискретно», на рынке, напрямую заемщиком или через брокера, так и с помощью механизма публичной оферты.

Ко второй группе инструментов управления публичным долгом можно отнести изменение условий существующих выпусков облигаций. На западном рынке эта практика очень распространена.

На внутреннем рынке рублевых облигаций изменение условий выпуска невозможно, так как закон запрещает вносить изменения в условия выпуска после регистрации Отчета об итогах выпуска. Поэтому любое изменение условий возможно только путем выкупа существующего выпуска облигаций и размещения нового выпуска.

Данный процесс не является оптимальным, так как требует больших временных и трудовых затрат по регистрации нового выпуска, а также несет в себе высокие операционные риски.

Реструктуризацию облигаций при угрозе дефолта или после его наступления также можно отнести к группе инструментов, связанных с изменением условий выпуска, либо выделить в отдельную группу.

Как правило, предложения эмитента по реструктуризации содержат следующие элементы: удлинение сроков погашения, в том числе выплата частями; увеличение купона; более строгие ограничительные условия (ковенанты); внесение дополнительного обеспечения (дополнительные поручительства, залоги).



Источник: https://infopedia.su/18x2ed4.html

Методы управления государственным долгом

Определение 1

Под государственным долгом понимают величину задолженности государства собственным или иностранным физическим и юридическим лицам.

Государственный долг делится на два вида:

  1. внутренний, то есть задолженность государства своему населению или организациям, зарегистрированным на его территории;
  2. внешний, то есть задолженность государства иностранным организациям или физическим лицам.

Определение 2

Под управлением государственным долгом понимают систему финансовых мероприятий, проводимых государством в целях погашения задолженности по займам, а также по выплате доходов по этим займам, изменению условий и сроков выпуска займов, выпуска новых долговых обязательств.

Управление государственным долгом представляет собой одно из приоритетных направлений государственной финансовой политики.
Управление государственным долгом рассматривается как непрерывный процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов. К числу этих этапов относятся:

Финансовые долговые инструменты: это, инструменты управления государственным долгом

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • во-первых, этап размещения государственных ценных бумаг, направленный на привлечение финансовых ресурсов;
  • во-вторых, этап погашения государственного долга;
  • в-третьих, этап обслуживания государственного долга.

Замечание 1

Источниками погашения государственного долга выступают средства государственного бюджета; золотовалютные резервы; денежные средства, полученные от продажи государственной собственности; а также денежные средства, полученные в результате новых заимствований.

Задачи управления государственным долгом

Управление государственным долгом направлено на решение ряда задач, к числу которых относятся:

  1. удержание объемов внешнего и внутреннего государственного долга на определенном уровне. Решение данной задачи обусловлено тем, что необходимо сохранять экономическую безопасность государства, обеспечивать возможность погашения уже имеющихся обязательств без нанесения ущерба социально-экономическому развитию страны и его финансирования;
  2. минимизация стоимости государственного долга за счет пролонгации займов и сокращения доходности государственных ценных бумаг;
  3. сохранение репутации надежного заемщика за счет своевременного выполнения государственных обязательств перед кредиторами;
  4. поддержание стабильности и предсказуемости государственного долга;
  5. достижение наиболее эффективного и рационального использования средств, полученных по государственным займам;
  6. координация действий государственных федеральных, региональных и муниципальных органов управления на долговом рынке государства;
  7. диверсификация долговых обязательств по различным параметрам, например, по срокам заимствования, формам выплат и так далее.
Читайте также:  Досрочное погашение кредита в сбербанке: условия и особенности

Характеристика методов управления государственным долгом

Существует множество методов управления государственным долгом. Основная задача государства в части управления государственным долгом состоит в выборе адекватных методов управления им, что требует оценки определенных факторов, влияющих на выбор этих методов.

К числу таких факторов относится, например, удельный вес расходов на обслуживание государственного долга в общей сумме расходов государственного бюджета, соотношение валового внутреннего продукта и величины государственных займов.

В отношении внешнего государственного долга могут применяться иные показатели (факторы оценки): например, соотношение величины внешних заимствований и объема экспорта, а также удельный вес расходов, направляемых на погашение внешнего государственного долга, в сумме выручки от экспорта.

Всю совокупность методов управление государственным долгом можно разделить на две группы:

  • финансовые методы управления государственным долгом;
  • административные методы управления государственным долгом.

В первом случае речь идет о выборе способов и форм, посредством которых государство предполагает осуществлять погашение государственного долга. При применении этих методов оценивается финансовые показатели.

Данная группа методов нацелена на обеспечении предельного уровня эффективности использование привлекаемых займов, изыскание мер сведения издержек по их погашению к минимуму. Вторая группа методов основана на оперативном выполнении распоряжение органов государственной власти.

Данная группа методов не предполагает проведение оценки результативности и эффективности действий, связанные с управлением государственным долгом.

Таким образом, непосредственными методами управления государственным долгом являются следующие:

  • во-первых, рефинансирование государственного долга – сущность данного метода состоит в организации выпуска новых займов с целью привлечения средств для погашения уже существующей задолженности по займам;
  • во-вторых, конверсия – сущность данного метода состоит в изменении доходности существующих государственных займов. Преимущественно при применении конверсии государство снижает величину выплат по займам, что позволяет добиться сокращения расходов по обслуживанию и управлению государственным долгом;
  • в-третьих, консолидация – сущность данного метода состоит во внесении изменений в условиях государственных займов в части их сроков. Как правило, такое изменение предполагает увеличение сроков погашения государственных займов;
  • в-четвертых, унификация займа – сущность данного метода состоит в объединении нескольких существующих государственных займов. Данный метод предполагает обмен ранее выпущенных облигаций на новые. Этот метод часто используется в комбинации с консолидацией;
  • в-пятых, аннулирование государственного долга – данный метод отличается радикальным характером, выражающемся в том, что государство отказывается от исполнения своих обязательств по погашению государственного долга по части государственных займов.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/metody_upravleniya_gosudarstvennym_dolgom/

Виды инструментов управления государственным долгом

Проводя управление государственным долгом и кредитом, государственные органы власти применяют большой спектр способов (инструментов).

В число инструментов и методов, которые используются в управлении государственным долгом, входят в качестве наиболее распространенных: реструктуризация долга, конверсия, рефинансирование, пролонгация, консолидация, унификация. Их совокупность связана с тем, что они взаимосвязаны с изменением долговых обязательств страны.

Определение 1

Реструктуризация представляет собой прекращение долговых обязательств, имеющее в основе соглашения. Долговые обязательства составляют долг страны, а реструктуризация включает замену указанных долговых обязательств на другие долговые обязательства, которые предусматривают иные условия обслуживания и погашения.

Реструктуризировать долг можно посредством частичного списания (сокращения) сумм основного долга.

До того, как был введен в действие современный БК РФ, широко применялись несколько инструментов управления: аннулирование, отсрочка, конверсия, консолидация, пролонгация, унификация.

Определение 2

Пролонгация включает продление срока действия обязательств с целью облегчить выплату долга.

Конверсия и консолидация

Конверсия государственного долга представляет собой изменение доходности займа государства с помощью уменьшения (роста) доходной процентной ставки, выплата которой происходит страной своим кредиторам. Рассматривается несколько видов конверсии:

  • факультативная (кредиторы вправе дать отказ или согласие на новые условия);
  • обязательная (кредитор может принимать новые условия или получать обратно вносимые суммы);
  • принудительная, предполагающая одностороннее изменение условий займа.

Конверсию займов государства используют, когда у страны нет достаточного количества финансовых ресурсов для того, чтобы погасить госдолг.

Определение 3

Консолидация представляет собой изменение в сроках действия ранее выпущенных займов. Она производится для того, чтобы легально отсрочить платеж.

Многие исследователи включают в понятие консолидации объединение нескольких займов в единственный (более долговременный) займ, включающий изменение заемного процента. В более широком понимании конверсия рассматривается в качестве изменения базовых договорных условий займа.

В соответствии с решением государственных органов как конверсия, так и консолидация способны сочетаться с унификацией, которая представляет собой объединение обращающихся займов в один, выпускаемый займ. Основная особенность этой операции заключается в том, что ее проводят в один момент с изменением процентной ставки (ставки конверсии) и (или) срока обращения (консолидации).

Современные инструменты управления и их использование

Кроме применения рассмотренных выше инструментов государство для того, чтобы погасить накопившуюся часть задолженности при недостаточном количестве средств централизованного денежного фонда, использованию подлежит метод рефинансирования. Он заключается в выпуске новых займов для покрытия долговых обязательств, которые были выпущены ранее.

Финансовой наукой также выделяются несколько других инструментов, в частности обмен облигаций в регрессивном соотношении (приравнивание нескольких ранее выпущенных облигаций к одной новой облигации), отсрочка погашения займов, аннулирование долга государства.

Отсрочку погашения займа проводят в случае, когда последующее активное развитие операций. касающихся выпуска новых займов, не является эффективным для страны. Аннулирование представляет собой отказ государства от обязательств по долгам.

Замечание 1

В современных условиях экономического развития не всегда используются названные инструменты, так как это способно нанести ущерб репутации государства в качестве заемщика.

Среди новых инструментов, которые активно используются страной в области управления государственными долгами, можно выделить свопы в виде операций, касающихся обмена обязательствами для их улучшения. Также сюда можно включить фьючерсы и опционы в форме сделок купли-продажи ценных бумаг, включающих отсрочку исполнения на биржевом и внебиржевом рынках.

Своп в качестве инструмента регулирования внешней задолженности с помощью обмена долга на соответствующие активы широко используется в международной практике с 1980-х гг. На сегодня мировая практика рассматривает определенные виды свопов в соответствии с активами:

  • операция своп в виде обмена долга на наличность;
  • сделка своп как обмен долга на экспорт;
  • своп как обмен долга на акции (собственность);
  • своп как обмен долга на долг.

Замечание 2

На сегодняшний день так и нет устоявшегося нормативного, в первую очередь, законодательного, закрепления в российском праве рассматриваемых инструментов. Поэтому широкого использования они еще не смогли получить.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/finansovoe-pravo/vidy-instrumentov-upravlenija-gosudarstvennym-dolg/

Регулирование внешнего долга России

С конца 1980-х годов в международной практике сформировался достаточно разнообразный набор методов управления внешним долгом суверенных заемщиков. Этому способствовали усилия как должников, так и кредиторов.

  • Рассмотрим основные методы управления внешним долгом, применив которые Правительство Российской Федерации сможет уменьшить тяжесть долгового бремени. К таким методам относятся:
  • консолидация — пересмотр условий погашения задолженности, который может быть реализован либо путем изменения условий погашения действующих долговых обязательств (реструктуризация), либо путем рефинансирования существующей задолженности;
  • реструктуризация — основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Другими словами, реструктуризация — это составление нового, более выгодного для должника графика выплаты долга, чем это предусмотрено первоначальным соглашением. При этом обычно предоставляется льготный период, когда уплачиваются только проценты, а также увеличивается срок выплаты основного долга.

Происходит перенос на более поздние сроки платежей по краткосрочным долгам. Реструктуризация внешнего долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Основанием для списания кредитором долговых обязательств полностью или частично может стать весьма низкая вероятность, а точнее, практическое отсутствие возможностей погашения долговых обязательств в связи со снижением стоимости реальных активов;

  1. рефинансирование представляет собой процесс погашения старых займов за счет привлечения новых;
  2. конверсия — применение различных механизмов, обеспечивающих замещение государственного долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики должника. Наиболее распространенными видами конверсии считаются обмен долга на акции (собственность), обмен долга на товары, обмен долга на проведение природоохранных мероприятий, обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях (с дисконтом), конверсия долга в долговые обязательства третьих стран, и другие;
  3. секьюритизация — переоформление нерыночных займов в ценные бумаги, свободно обращающиеся на финансовых рынках;

аннулирование — отказ от всех обязательств по ранее выпущенным займам. Но применение этого метода ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации отсутствует понятие управления государственным долгом, а из всего многообразия существующих методов управления государственным долгом в Бюджетном кодексе Российской Федерации получил определение только метод реструктуризации.

Статья 101 Бюджетного кодекса «Управление государственным долгом» посвящена только организационному аспекту управления государственным долгом.

Согласно статье 101 Бюджетного кодекса управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, а управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Организационно в настоящее время система управления государственным внешним долгом реализована на базе Министерства финансов Российской Федерации и Внешэкономбанка как агента Министерства финансов Российской Федерации Ковалишин Е. Государственный долг: Некоторые вопросы методологии // Финансовый контроль. 2003. N 2. С. 20..

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. В свою очередь, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам Российской Федерации.

Недостаточная законодательная разработанность вопросов, связанных с управлением государственным долгом, в частности отсутствие определения управления государственным долгом, отсутствие четкого определения понятий погашения и обслуживания государственных долговых обязательств, создает теоретические и практические проблемы в сфере государственного внешнего долга и управления им.

Читайте также:  Дисконтная карта снежной королевы: как получить, зарегистрировать, проверить баланс и пользоваться скидки

Правительство Российской Федерации в своей Концепции единой системы управления государственным долгом Российской Федерации придерживается максимально общей формулировки основных целей управления государственным долгом, включая Ковалишин Е. Государственный долг: Некоторые вопросы методологии // Финансовый контроль. 2003. N 2. С. 20.:

  • — сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне;
  • — сокращение стоимости обслуживания государственного долга;
  • — обеспечение исполнения обязательств в полном объеме.

Важным направлением повышения эффективности управления государственным долгом Российской Федерации должно стать завершение работы по созданию единой системы управления государственным долгом Российской Федерации, что даст возможность осуществлять активную долговую политику, диверсификацию методов управления государственными активами на основе их инвентаризации и оценки эффективности, а также даст возможность реализовывать политику в области управления государственным долгом исходя из принципа соотнесения общего объема как внешней, так и внутренней задолженности Российской Федерации с ресурсами государства Подвинская Е.С. Об управлении внешним долгом // Финансы. 2002. N 3. С. 23..

Понятие единой системы управления государственным долгом Российской Федерации не нашло отражения в Бюджетном кодексе Российской Федерации.

Единственным элементом реализации данной концепции в Бюджетном кодексе Российской Федерации, на наш взгляд, стало введение Государственной долговой книги Российской Федерации как единой системы регистрации внешних и внутренних долговых обязательств Российской Федерации.

  1. Другая важная сторона повышения эффективности управления государственным долгом Российской Федерации связана с совершенствованием законодательства в области управления государственным долгом, в частности отдельных статей и положений Бюджетного кодекса Российской Федерации.
  2. С нашей точки зрения, необходимо дополнить Бюджетный кодекс Российской Федерации, включив в него определения «управление государственным долгом», «погашение государственного долга» и «обслуживание государственного долга».
  3. Также необходимо включить в Бюджетный кодекс Российской Федерации отдельной статьей понятие «метод управления государственным долгом» и привести перечень методов, используемых в международной и российской практике управления государственным долгом Российской Федерации, помимо метода реструктуризации.

Говоря о проблемах совершенствования правоотношений в сфере управления государственным долгом, необходимо назвать проблему, связанную с исполнением государством взятых на себя долговых обязательств.

Применение «методов управления государственным долгом» на практике управления государственным долгом свидетельствует о достаточно серьезных проблемах как в аспекте соблюдения прав граждан и организаций — кредиторов государства, так и теоретических проблем, касающихся коллизий между бюджетным и гражданским законодательством.

Источник: https://studbooks.net/1587420/finansy/regulirovanie_vneshnego_dolga_rossii

Управление государственным долгом как инструмент регулирования экономики (стр. 2 из 4)

  • В том случае, когда изменение объема задолженности происходит по решению парламента, Минфин и ЦБ обладают лишь свободой выбора форм государственного долга.
  • Объект регулирования debt management включает в себя следующие элементы:
  • · структура сроков обращения различных долговых обязательств, в результате чего государству удается частично или полностью реструктуризировать свою задолженность;
  • · структура кредиторов, посредством выпуска не рыночных, предназначенных для определенных групп кредиторов, займов;
  • · величина совокупного государственного долга – в той части, которая является результатом проводимой центральным банком кредитно-денежной политики.
  • Цели и инструменты управления долгом

По мнению Д. Тобина, одного из первых обративших внимание на важность государственной политики по регулированию структуры задолженности, благодаря правильному выбору подходящих форм долговых обязательств, государству удается избежать многих нежелательных последствий эффекта вытеснения, производимого государственным долгом. Цели управления задолженностью, то есть debt management, описанные подробнее в [2], рассматриваются далее в работе.

1. Минимизация издержек по обслуживанию государственного долга, так называемый «фискально ориентированный debt management», когда государство старается провести займы по наиболее выгодным для него условиям. При этом макроэкономические аспекты выдвигаются на второй план.

2. В соответствии с точкой зрения сторонников «экономики предложения», государство-должник должно отказаться от проведения дискреционной политики и по возможности ориентироваться на нейтральное поведение.

Следовательно, debt management в собственном смысле, то есть как сознательное переструктурирование государственной задолженности в соответствии с целями экономической политики, должен быть исключен из инструментов государственного регулирования.

3. Противоположной точкой зрения является debt management как инструмент конъюнктурной, то есть стабилизационной политики.

Таким образом, целью debt management является достижение и сохранение экономической стабильности (речь идет в данном случае об «антициклической» концепции debt management).

При этом задача минимизации издержек при управлении государственным долгом отодвигается на задний план или вообще не принимается во внимание.

В зависимости от поставленной цели, существует ряд механизмов государственной политики в области регулирования структуры и состава государственного долга, то есть в области debt management [2].

Анализ возможностей использования изменения состава и структуры государственного долга как инструмента экономической политики возможен только в рамках уже упомянутой «антициклической» концепции debt management. Это происходит в связи с тем, что «экономика предложения» отвергает debt management в качестве элемента государственного регулирования в долгосрочном периоде.

В случае же фискально-ориентированного управления задолженностью механизм регулирования ее структуры представляется достаточно простым и затрагивает только процентные долговые обязательства: в фазе высокой конъюнктуры государство старается по возможности не брать долгосрочных кредитов и не обменивает краткосрочные обязательства в долгосрочные, чтобы не связывать себя в будущем обязательствами с высокой номинальной процентной ставкой.

Во время экономического спада правительство действует в противоположном направлении, реструктурируя свою задолженность в направлении повышения срока обращающихся обязательств. Займы новых средств осуществляются также преимущественно в форме долгосрочных кредитов.

Таким образом, государству удается минимизировать издержки, связанные с займом средств на рынках капитала. Главным негативным моментом при этом является тот факт, что очень часто проведение фискального debt management оказывает проциклическое воздействие на экономику.

В соответствии с «антициклической» концепцией, изменение состава долговых обязательств в рамках debt management рассматривается в качестве инструмента конъюнктурной государственной политики.

Наряду с проводимой центральным банком денежной политикой, эта политика направлена на достижение стабилизации экономики. При этом управление структурой долга, оформленного в виде процентных ценных бумаг, ориентируется преимущественно на макроэкономические, а не на фискальные цели.

Издержки, связанные с процентными платежами по задолженности, минимизируются до той степени, пока это способствует достижению экономической стабилизации.

Механизмами регулирования состава и структуры обязательств могут быть следующие [2].

I. Замена долгосрочных ценных бумаг кредитами эмиссионного банка.

Решение правительства в пользу перераспределения финансирования государственного долга в пользу кредитов центрального банка (что в большинстве случаев возможно лишь в ограниченных объемах и для строго определенных целей) имеет эффект, аналогичный случаю экспансивных операций на открытом рынке. Единственным отличием является то, что в данном случае инициатива проведения подобных операций принадлежит не центральному банку, а правительству в лице Министерства финансов.

Основным результатом подобного перераспределения является повышение ликвидности и снижение доходности инвестиционных портфелей. Путем переструктурирования портфелей процентные ставки снижаются до тех пор, пока ожидаемые уровни доходности инвестиционных вложений не будут выше, чем отдачи по существующим капитальным вложениям.

Переход от финансирования госдолга посредством кредитов эмиссионного банка к финансированию путем выпуска долгосрочных долговых обязательств оказывает прямо противоположное воздействие и может вести через повышение ставок процента к вытеснению частных инвестиций государственными.

II. Изменение финансирования долга за счет долгосрочных ценных бумаг посредством иностранных кредитов.

При твердом обменном курсе эффект от подобной операции является аналогичным вышеописанному (переход к финансированию путем кредитов эмиссионного банка). Покупка центральным банком по твердым обменным курсам валюты, полученной в результате иностранных кредитов, ведет к повышению объема денежной массы, эквивалентному случаю финансирования кредитами самого банка.

При плавающем обменном курсе эффект от подобной операции оказывается неопределенным.

Погашение ценных бумаг повышает ликвидность в частном секторе и оказывает стимулирующее воздействие, в то время как дополнительная внешняя задолженность ведет к удорожанию отечественной валюты и оказывает сдерживающее воздействие. Какой из этих эффектов окажется более сильным, зависит от конкретной экономической ситуации.

III. Обмен долгосрочных ценных бумаг на краткосрочные.

В результате такого изменения финансирования государственной задолженности портфели инвесторов получают дополнительную ликвидность, хотя и в меньшей степени, чем в случае кредитов эмиссионного банка ввиду неизменности объема денежной массы. Поэтому замена долгосрочного финансирования краткосрочным воздействует, по меньшей мере, слабо экспансивно и очень часто приводит к монетизации государственного долга.

В соответствии с описанными механизмами, debt management как инструмент стабилизационной политики оказывается оправданным. Это было использовано правительствами большинства развитых индустриальных стран в 60-е гг.

В то время считалось, что посредством debt management было найдено органичное дополнение или даже альтернатива бюджетно-налоговой политике, границы использования инструментов которой уже лежали на поверхности, что значительно сужало пространство для использования государством методов бюджетно-налогового регулирования экономики.

Однако вскоре оказалось, что и возможности использования debt management в качестве такого инструмента являются сильно ограниченными.

В соответствии с данной политикой в фазе подъема конъюнктуры государство должно эмитировать преимущественно долгосрочные обязательства.

Но в условиях высокой процентной ставки и растущего инвестиционного спроса, что присуще экономике на стадии экономического бума, инвесторы едва ли готовы вкладывать средства в такие обязательства.

К тому же размещенные в это время под высокий процент государственные займы будут значительно обременять будущий бюджет ввиду необходимости изыскания сумм для обслуживания взятых кредитов.

Напротив, в период экономического спада государство в целях стабилизации экономики должно финансировать себя преимущественно краткосрочными займами. Инвесторы в принципе готовы вкладывать средства в краткосрочные бумаги, стараясь повысить свою ликвидность, для того, чтобы при первых признаках оздоровления экономики получить возможность беспрепятственно превратить их в имущественный капитал.

Однако это противоречит целям государственной политики, которая в момент, когда инвесторы хотят «сбросить» пакеты краткосрочных ценных бумаг, снова должна быть рестриктивной (ограничительной).

Таким образом, использование debt management в целях стабилизации экономики в фазе экономического подъема оборачивается бременем процентных платежей, а во время спада – трудно устраняемой «сверхликвидностью» кредитной системы.

Д. Тобину удалось преодолеть некоторые недостатки в теоретических разработках, касающихся проблем использования debt management для стабилизационных целей.

Интеграция кредитно-денежной политики debt management была углублена благодаря введению в рассмотрение дисконтной политики центрального банка и теории портфельных инвестиций.

При этом основную роль играют два показателя: предельный уровень дохода основного капитала, а также ставка процента, при которой инвесторы готовы сохранять имеющийся основной капитал («supply price of capital»).

Источник: https://mirznanii.com/a/283700-2/upravlenie-gosudarstvennym-dolgom-kak-instrument-regulirovaniya-ekonomiki-2

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector