Что такое государственный долг: форма и виды, структура, особенности правового регулирования и методы погашения

Определение 1

Под государственным долгом понимают величину задолженности государства собственным или иностранным физическим и юридическим лицам.

Государственный долг делится на два вида:

  1. внутренний, то есть задолженность государства своему населению или организациям, зарегистрированным на его территории;
  2. внешний, то есть задолженность государства иностранным организациям или физическим лицам.

Определение 2

Под управлением государственным долгом понимают систему финансовых мероприятий, проводимых государством в целях погашения задолженности по займам, а также по выплате доходов по этим займам, изменению условий и сроков выпуска займов, выпуска новых долговых обязательств.

Управление государственным долгом представляет собой одно из приоритетных направлений государственной финансовой политики.
Управление государственным долгом рассматривается как непрерывный процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов. К числу этих этапов относятся:

Что такое государственный долг: форма и виды, структура, особенности правового регулирования и методы погашения

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • во-первых, этап размещения государственных ценных бумаг, направленный на привлечение финансовых ресурсов;
  • во-вторых, этап погашения государственного долга;
  • в-третьих, этап обслуживания государственного долга.

Замечание 1

Источниками погашения государственного долга выступают средства государственного бюджета; золотовалютные резервы; денежные средства, полученные от продажи государственной собственности; а также денежные средства, полученные в результате новых заимствований.

Задачи управления государственным долгом

Управление государственным долгом направлено на решение ряда задач, к числу которых относятся:

  1. удержание объемов внешнего и внутреннего государственного долга на определенном уровне. Решение данной задачи обусловлено тем, что необходимо сохранять экономическую безопасность государства, обеспечивать возможность погашения уже имеющихся обязательств без нанесения ущерба социально-экономическому развитию страны и его финансирования;
  2. минимизация стоимости государственного долга за счет пролонгации займов и сокращения доходности государственных ценных бумаг;
  3. сохранение репутации надежного заемщика за счет своевременного выполнения государственных обязательств перед кредиторами;
  4. поддержание стабильности и предсказуемости государственного долга;
  5. достижение наиболее эффективного и рационального использования средств, полученных по государственным займам;
  6. координация действий государственных федеральных, региональных и муниципальных органов управления на долговом рынке государства;
  7. диверсификация долговых обязательств по различным параметрам, например, по срокам заимствования, формам выплат и так далее.

Характеристика методов управления государственным долгом

Существует множество методов управления государственным долгом. Основная задача государства в части управления государственным долгом состоит в выборе адекватных методов управления им, что требует оценки определенных факторов, влияющих на выбор этих методов.

К числу таких факторов относится, например, удельный вес расходов на обслуживание государственного долга в общей сумме расходов государственного бюджета, соотношение валового внутреннего продукта и величины государственных займов.

В отношении внешнего государственного долга могут применяться иные показатели (факторы оценки): например, соотношение величины внешних заимствований и объема экспорта, а также удельный вес расходов, направляемых на погашение внешнего государственного долга, в сумме выручки от экспорта.

Всю совокупность методов управление государственным долгом можно разделить на две группы:

  • финансовые методы управления государственным долгом;
  • административные методы управления государственным долгом.

В первом случае речь идет о выборе способов и форм, посредством которых государство предполагает осуществлять погашение государственного долга. При применении этих методов оценивается финансовые показатели.

Данная группа методов нацелена на обеспечении предельного уровня эффективности использование привлекаемых займов, изыскание мер сведения издержек по их погашению к минимуму. Вторая группа методов основана на оперативном выполнении распоряжение органов государственной власти.

Данная группа методов не предполагает проведение оценки результативности и эффективности действий, связанные с управлением государственным долгом.

Таким образом, непосредственными методами управления государственным долгом являются следующие:

  • во-первых, рефинансирование государственного долга – сущность данного метода состоит в организации выпуска новых займов с целью привлечения средств для погашения уже существующей задолженности по займам;
  • во-вторых, конверсия – сущность данного метода состоит в изменении доходности существующих государственных займов. Преимущественно при применении конверсии государство снижает величину выплат по займам, что позволяет добиться сокращения расходов по обслуживанию и управлению государственным долгом;
  • в-третьих, консолидация – сущность данного метода состоит во внесении изменений в условиях государственных займов в части их сроков. Как правило, такое изменение предполагает увеличение сроков погашения государственных займов;
  • в-четвертых, унификация займа – сущность данного метода состоит в объединении нескольких существующих государственных займов. Данный метод предполагает обмен ранее выпущенных облигаций на новые. Этот метод часто используется в комбинации с консолидацией;
  • в-пятых, аннулирование государственного долга – данный метод отличается радикальным характером, выражающемся в том, что государство отказывается от исполнения своих обязательств по погашению государственного долга по части государственных займов.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/metody_upravleniya_gosudarstvennym_dolgom/

40. Правовое регулирование государственного и муниципального долга: понятие, виды и формы. Методы управления государственным долгом

Государственный
и муниципальный долг

– это обязательства, возникающие из
государственных или муниципальных
заимствований, гарантий по обязательствам
третьих лиц, другие обязательства в
соответствии с видами долговых
обязательств, установленными БК РФ,
принятые на себя РФ, субъектом РФ, или
муниципальным образованием.

В
состав долга входят:

кредиты, полученные РФ как заемщиком;
ценные бумаги, выпущенные РФ; бюджетные
кредиты от других бюджетов бюджетной
системы; государственные гарантии; иные
долговые обязательства ранее отнесенные
к государственному долгу. Все перечисленное
относится к государственным заимствованиям
за исключением гарантий.

Классификация
государственного и муниципального
долга:

  1. По валюте обязательств (по субъекту): внешний долг выражается в иностранной валюте; внутренний долг выражается в рублях, за исключением иностранного целевого кредита.

  2. По сроку: краткосрочный (до 1 года); среднесрочный (1-5 лет); долгосрочный (5-30 лет, МО 5-10 лет).

  3. По субъектам должникам: федеральный; региональный; местный.

Управление
государственным долгом

– это совокупность методов по выплате
доходов кредиторам и погашению кредитов
и иных долговых обязательств, а так же
порядок и условия выпуска и размещения
долговых обязательств. Данная деятельность
осуществляется Правительством, а
обслуживанием занимается Центральный
Банк. Центральный банк выплачивает
доходы, погашает долг и размещает
долговые обязательства.

Методы
управления государственным долгом:

  1. Рефинансирование – это выпуск новых займов для погашения старых задолженностей.

  2. Конверсия – увеличение или уменьшение процентов по займам.

  3. Консолидация – продление сроков действия ранее выпущенных займов.

  4. Отсрочка (запрещен БК РФ).

  5. Унификация займов – соединение нескольких займов в один.

  6. Аннулирование (в БК РФ отсутствует).

  7. Реструктуризация – это прекращение долговых обязательств, составляющих долг, с заменой иными долговыми обязательствами, иными условиями обслуживания и погашения, путем подписания официального документа.

Виды
займов:
по
субъектам-эмитентам:федеральные;
региональные;
муниципальные.По
срокам: краткосрочные; среднесрочные;
долгосрочные.

По
субъектам-держателям облигаций:
размещается только среди физических
лицах; размещается только среди
юридических лицах; смешанные.По
форме распределения дохода: выигрышные;
процентные; смешанные целевые.

По
форме выпуска: документарные;
бездокументарные.По
методу: добровольные; обязательные;
займы по подписке.

  • Долговые
    обязательства Российской Федерации
    могут существовать в форме:
  • — кредитных
    соглашений и договоров, заключенных от
    имени Российской Федерации с кредитными
    организациями, иностранными государствами
    и международными финансовыми организациями,
    в пользу указанных кредиторов;
  • — государственных
    ценных бумаг, выпускаемых от имени
    Российской Федерации;
  • — договоров
    о предоставлении государственных
    гарантий Российской Федерации, договоров
    поручительства Российской Федерации
    по обеспечению исполнения обязательств
    третьими лицами;
  • — переоформления
    долговых обязательств третьих лиц в
    государственный долг Российской
    Федерации на основе принятых федеральных
    законов;
  • — соглашений
    и договоров, в том числе международных,
    заключенных от имени Российской
    Федерации, о пролонгации и реструктуризации
    долговых обязательств Российской
    Федерации прошлых лет.
  • В
    таких же формах могут быть выражены
    обязательства субъекта РФ и муниципального
    образования с тем исключением, что
    органы местного самоуправления не
    вправе заключать подобные договоры с
    иностранными государствами и международными
    финансовыми организациями.

Государственные
и муниципальные гарантии

– это вид долгового обязательства, в
силу которого РФ, Субъект РФ или
муниципальное образование как гарант
обязано при наступлении определенного
события уплатить лицу, в пользу которого
предоставлена гарантия по его письменному
требованию за счет бюджета предусмотренную
в обязательстве сумму в соответствии
с определенными условиями. В отличий
от долга: гарантии носят условный
характер; специфический срок исполнения
(может наступить или нет); присуще
солидарная и субсидиарная ответственность.

Источник: https://studfile.net/preview/6195786/page:24/

Правовое регулирование государственного долга

  • Бюджетный кодекс РФ осуществил разграничение финансово-правовых категорий «государственный долг Российской Федерации» и «внешние долговые требования Российской Федерации».
  • С экономической точки зрения государственный долг представляет собой задолженность государственных органов как результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества, на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственною сектора и иностранных государств1.
  • С материальной точки зрения государственный долг рассматривается в качестве общей суммы задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным но ним процентам2.

Под государственным долгом законодательство понимает долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией (ст. 97 БК РФ).

Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну, и исполняется за счет средств федерального бюджета (ст. 102 БК РФ).

Таким образом, государственный долг можно рассматривать как систему правовых норм, регулирующих отношения, в которых государство выступает в качестве заемщика (должника) или гаранта с целью финансирования дефицита государственного бюджета, а также для погашения ранее возникших долговых обязательств (ст. 103 БК РФ). В зависимости от характера отношений государственные долговые обязательства проявляются в следующих видах:

  • 1) кредиты, привлеченные от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
  • 2) государственные ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации;
  • 3) бюджетные кредиты, привлеченные в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • 4) государственные гарантии Российской Федерации;
  • 5) иные долговые обязательства, отнесенные в соответствии с законодательством РФ на государственный долг Российской Федерации (ст. 98 БК РФ).

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет).

Долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

В зависимости от того, у какого субъекта возникают долговые обязательства, принято различать государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг.

Читайте также:  Выкуп долгов у физических и юридических лиц: цели и способы покупки долговых обязательств

Государственный долг субъекта РФ — совокупность долговых обязательств субъекта РФ по установленным законодательством видам долговых обязательств. Муниципальный долг представляет собой совокупность долговых обязательств муниципального образования (ст. 99, 100 БК РФ).

В зависимости от валюты, в которой выражены долговые обязательства государства, государственный долг может быть внешним и внутренним (ст. 6 БК РФ).

Предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Государственные заимствования являются самой распространенной формой государственного долга и представляют собой государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации. Таким образом, государственные заимствования осуществляются путем выпуска Российской Федерацией ценных бумаг от своего имени, а также путем заключения Российской Федерацией как заемщиком кредитных соглашений (договоров) с кредиторами, перечень которых установлен законом (ст. 103 БК РФ).

Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации, будут рассмотрены в следующем параграфе.

Кредитные соглашения и договоры.

В соответствии с законодательством долговые обязательства Российской Федерации возникают из кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями и иными субъектами международного права. Кроме того, долговые обязательства Российской Федерации возникают по бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет от бюджетов других уровней бюджетной системы.

В отношениях по заключению кредитных договоров и соглашений, ведущих к образованию государственного долга, в роли заемщика всегда выступает Российская Федерация в лице ее уполномоченных органов. Привлечение государством кредитов как дополнительных средств бюджета возможно на основании закона о бюджете на текущий год и плановый период.

Правовое регулирование порядка привлечения и использования иностранных кредитов осуществляется на основе ряда подзаконных актов, в том числе постановления Верховного Совета РФ от 22 мая 1992 г. № 2815-1 «О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития», постановлений

Правительства РФ от 19 марта 1992 г. № 173 «О порядке организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов», от 16 октября 1993 г.

№ 1060 «Об организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов», а также на основе норм международного права — Статей Соглашения Международного валютного фонда, Статей Соглашения Международного банка реконструкции и развития1, а также ряда других норм.

Государство в долговых отношениях может выступать не только как заемщик и кредитор, но и как гарант. Если государство дает поручительства по займам (кредитам), получаемым другими лицами на финансовом рынке, то оно играет роль гаранта.

Государственная или муниципальная гарантия — вид долгового обязательства, в силу которого Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром (ст. 6 БК РФ).

Государственную гарантию как способ обеспечения исполнения обязательств третьих лиц перед кредитором характеризуют следующие отличительные черты, которые позволяют говорить о ее финансово-правовом характере регулирования:

  • — особый субъектный состав;
  • — то, что гарантом выступает Российская Федерация, т.е. государство. Оно в одностороннем порядке определяет условия и порядок предоставления государственной гарантии, что требует соответствующего утверждения в нормативном правовом акте;
  • — особый порядок предоставления и учета государственных гарантий, предусмотренный ст. 116 БК РФ;
  • — финансовый контроль со стороны государства за предоставлением государственных гарантий, исполнением обязательств по предоставленным гарантиям за счет бюджетных средств, а также проверки получателей государственных гарантий;
  • — исполнение обязательств по выданной государственной гарантии обеспечивается государственной казной, т.е. федеральным бюджетом (ст. 102 БК РФ).

Государственные гарантии Российской Федерации предоставляются Правительством РФ.

Минфин России либо иной уполномоченный орган представляет Правительство РФ на всех переговорах о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и заключает соответствующие соглашения от имени Правительства РФ. По каждому случаю предоставления государственной гарантии принимается соответствующий акт Правительства РФ1.

В акте Правительства РФ о предоставлении государственной гарантии Российской Федерации должны быть указаны:

  • — лицо, в обеспечение исполнения обязательств которого предоставляется государственная гарантия Российской Федерации;
  • — предел обязательств по государственной гарантии Российской Федерации;
  • — основные условия государственной гарантии Российской Федерации.

Письменная форма государственной гарантии является обязательной. Несоблюдение письменной формы государственной гарантии влечет ее недействительность (ничтожность).

В государственной гарантии должны быть указаны:

  • — наименование гаранта (Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени гаранта;
  • — обязательство, в обеспечение которого выдается гарантия;
  • — объем обязательств гаранта по гарантии и предельная сумма гарантии;
  • — определение гарантийного случая;
  • — наименование принципала;
  • — безотзывность гарантии или условия ее отзыва;
  • — основания для выдачи гарантии;
  • — дата вступления в силу (дата выдачи) гарантии;
  • — срок действия гарантии;
  • — порядок исполнения гарантом обязательств по гарантии;
  • — порядок и условия сокращения предельной суммы гарантии при исполнении гарантии и (или) исполнении обязательств принципата, обеспеченных гарантией;
  • — наличие или отсутствие права требования гаранта к принципалу о возмещении сумм, уплаченных гарантом бенефициару по государственной или муниципальной гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу, регресс);
  • — иные условия гарантии, определенные правовыми актами гаранта, актами органа, выдающего гарантию от имени гаранта (ст. 115 БК РФ).

Государственные гарантии предоставляются в соответствии с программой предоставления гарантий Правительства РФ на очередной финансовый год (ст. 108.1, 110.2 БК РФ), утверждаемой при рассмотрении проекта федерального бюджета представительным органом власти во втором чтении (ст. 205 БК РФ).

Общая сумма обязательств, вытекающих из государственных гарантий Российской Федерации в валюте РФ, включается в состав государственного внутреннего долга Российской Федерации как вид долгового обязательства.

Общая сумма обязательств, вытекающих из государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга Российской Федерации как вид долгового обязательства.

Предоставление и исполнение государственной гарантии Российской Федерации подлежат отражению в Государственной долговой книге Российской Федерации.

Минфин России ведет учет выданных государственных гарантий Российской Федерации, сокращения государственного долга в случае исполнения принципалами либо третьими лицами обязательств принципала, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, а также в случае осуществления гарантом платежей по выданным государственным гарантиям Российской Федерации (п. 6 ст. 116 БК РФ).

Необходимо также отметить, что в БК РФ получили закрепление виды ответственности за предоставление государственных гарантий с нарушением установленного порядка. Так, в соответствии со ст.

300 БК РФ предоставление государственных или муниципальных гарантий с нарушением порядка, установленного Кодексом, влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с КоАП РФ, аннулирование указанных гарантий, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также при наличии состава преступления уголовное наказание, предусмотренное УК РФ.

Источник: https://studme.org/167511086469/pravo/pravovoe_regulirovanie_gosudarstvennogo_dolga

Государственный долг: понятие, классификация и управление им

Когда государство привлекает заемные средства, возникает государственный долг.

У государства появляются долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями, включая государственные гарантии, которые предоставляются государством.

Система учета и регистрации государственных займов в России является единой, ее осуществляет Министерство финансов РФ. Существуют специальные требования к структуре долговой книги и порядку ее заполнения.

В Минфине разработан Порядок ведения Государственной долговой книги Российской Федерации.

Существует еще субфедеральный долг, его необходимо отличать от государственного. Это долговые обязательства определенного региона. По долговым обязательствам субъектного характера Российская Федерация не несет ответственности, исключением являются случаи, когда государство гарантирует выплату долга. Субъекты не несут ответственности за долговые обязательства РФ.

Государство ведет кредитную политику, госдолг – прямое следствие этой политики. Какие формы государственного кредита выберет государство, от того сколько свободных денежных средств привлекается в распоряжение публичной власти зависит состояние государственного долга страны.

В государственный долг Российской Федерации включены: основной долг по кредитам, номинальный долг по государственным ценным бумагам и по гарантийным обязательствам.

Проценты, непроцентные доходы по займам в госдолг не входят, так как являются самостоятельной формой расходов федерального бюджета.

Только те обязательства Российской Федерации, которые являются объектами правоотношений по государственному кредиту, можно отнести к государственному долгу.

Определение 1

Выплата долга государством должна быть гарантирована, гарантом является казна, за счет которой полностью и безусловно обеспечивается госдолг.

Платежеспособность субъекта гарантирует имущество субъекта РФ, составляющее его казну.

Замечание 1

Долг обеспечивается казной государства, но погашение долга происходит за счет доходов федерального бюджета, за счет этих же средств происходит обслуживание долга.

Классификация государственного долга

Госдолг классифицируется по сроку погашения на капитальный, текущий.

Определение 2

Капитальный долг – это общая задолженность государства. Текущий долг – расходная сумма по долговым выплатам, наступившим по сроку.

Краткосрочными, среднесрочными, долгосрочными бывают кредиты по сроку привлечения. В России долговые обязательства не могут быть больше срока в 30 лет. Госдолг может быть внутренним и внешним в зависимости от валюты обязательств.

Иногда разделителем внешнего и внутреннего долга является субъектный состав. Если кредитные средства предоставлены резидентами, это указывает на внутренний долг, если не резидентами – внешний. Взаимодействия внешнего и внутреннего долга в современном мире усилились.

В России часть внутренних долговых обязательств по краткосрочным облигациям преобразовалась во внешний долг краткосрочного порядка. Одновременно с этим для погашения внешнего долга происходит эмиссия государственных ценных бумаг, размещенных на федеральном рынке.

Формы государственного долга

Государственный долг существует в определенных формах, которые закреплены законодательно и проверены экономической практикой. Госдолг структурируется по видам обязательств, они могут быть следующими:

  • по кредитам от кредитных организаций иностранных государств;
  • по государственным ценным бумагам;
  • по кредитам бюджета, которые привлечены в федеральный бюджет из других бюджетов РФ;
  • по государственным гарантиям;
  • по другим, ранее не причисленным к государственному долгу, обязательствам.
Читайте также:  Современные методы управления дебиторской задолженностью предприятия: этапы, вопросы, анализ проблем и пути их решения, особенности

Определение 3

Государственный долг – это комплекс, состоящий из экономических и правовых норм с особым регулированием финансовых отношений. Методы регулирования различны.

Методы регулирования государственного долга

Определение 4

Управление госдолгом – финансовые государственные операции, обеспечивающие единое планирование и учет операционных действий по внешнему и внутреннему долгу и предоставлению государственных гарантийных обязательств.

Управлением госдолгом занимается Правительство РФ, непосредственно Минфин России. Министерство разрабатывает программы заимствований государством, осуществляет их от имени государства.

Совместно с Банком России Минфин осуществляет операции по обслуживанию долга. Управление государственным долгом вменено в обязанности Банка России.

Все операции, связанные с обслуживанием госдолга осуществляются Банком России без комиссии.

Определение 5

К методам регулирования относятся: реструктуризация, конверсия, новация, пролонгация, уступка права требования.

Реструктуризация государственного долга

Это прекращение исполнения долговых обязательств, основанное на соглашении сторон, с заменой на другие долговые обязательства с наиболее приемлемыми условиями обслуживания и погашения.

В ходе реструктуризации может быть произведено частичное списание суммы, составляющей основной долг.

Если случается долговой кризис, реструктуризация становится главным управленческим механизмом, поскольку предоставляет такие возможности, как отсрочка платежа, изменение графика выплат и обслуживания эмитированных ценных бумаг.

Должнику предоставляется льготный период, когда он имеет возможность выплачивать только процентные суммы. Льготный период выгоден не только должнику, кредитор тоже заинтересован в скорейшем и беспрепятственном возврате денег. Так в 1996 году внутренний долг России был переоформлен в государственные облигации, это упорядочило работу с долгом.

Погашение долговых обязательств происходит путем выпуска новых долговых обязательств с новыми условиями и сроками погашения.

Внешний долг реструктуризируется при согласии международных финансовых кредитных структур, если существуют условия для проведения данного мероприятия. В США существуют специальные фонды, которые предоставляет льготные кредиты странам-должникам.

Главное условие – нахождение на грани банкротства государства-должника.

Тогда будет предложена программа финансовой стабилизации, которая в свое время была разработана и финансируется МВФ, программа совершенствования системы государственного управления, программа повышения эффективности экономической политики, которые были разработаны МБР.

Конверсия и новация

Определение 6

Конверсия – это мероприятия по сокращению долга финансово-правового характера.

Внешний долг заменяется на другие виды обязательств, они могут быть финансово-правовыми и гражданско-правовыми. Например, перевод государственного долга в инвестиции промышленного сектора государства-кредитора; погашение долга поставками товаров; выкуп собственного долга ; обмен; взаимозачет.

Конверсия не направлена на отсрочку платежей, ее целью является сокращение денежного объема долга.

Россия выдает множество кредитов другим странам, метод конверсии наиболее оптимален при управлении госдолгом, так как создается возможность для льготного режима вывоза прибыли, инвестирования в приоритетные отрасли хозяйствования, доступа на закрытые рынки.

Следует опасаться чрезмерной конверсии, это может повлечь за собой потерю контроля за валютными средствами, поступающими в страну и дешевыми импортными товарами, что чревато прогрессирующими инфляционными явлениями.

Определение 7

Новация – замена первоначального кредитного договора другими обязательствами.

Новое обязательство имеет другой предмет и способ исполнения. Обязательство всегда должно быть субъектным. В 2005 году была осуществлена новация облигаций внутреннего государственного займа на облигации государственного валютного облигационного займа.

В качестве новации может быть осуществлен переход в заемные обязательства из обязательств купли-продажи, аренды.

В 1993 году вновь образовавшиеся государства, бывшие республики СССР имели государственные долги перед Россией и погашали их поставками товаров, передачей собственности. Госдолг России перед странами, членами бывшего СЭВ, погашался поставками российских товаров.

В 2007 году обязательства по облигациям внутреннего государственного валютного облигационного займа были прекращены, с владельцами данных обязательств были заключены договоры об отступном.

Определение 8

Пролонгация – продление срока действия долгового обязательства.

Определение 9

Уступка права требования – замена одного кредитора другим. Такой метод применим, когда государство продает свою дебиторскую задолженность третьим лицам.

Определение 10

Бюджетный кодекс устанавливает предельный объем государственных заимствований и госдолга. Максимальная сумма государственных заимствований не должна быть больше, чем годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга России.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/bjudzhetnoe-pravo-rossii/gosudarstvennyj-dolg/

Правовое регулирование внешнего и внутреннего государственного долга Российской Федерации



Настоящая статья посвящена вопросу государственного долга Российской Федерации. Автор рассматривает различные подходы к понятию государственного долга, а также анализирует правовое регулирование государственного внешнего и внутреннего дола.

Ключевые слова: государственный долг, внешний долг, внутренний долг, бюджетное законодательство, федеральный бюджет.

В настоящее время вопрос регулирования государственного долга остается актуальной проблемой, что обуславливается непосредственный влиянием рассматриваемого института на развитие и состояние бюджетной и кредитно-денежной политики, а также на развитие экономики в целом. Кроме того, проблема правового регулирования государственного долга остается объектом исследования многих ученых-правоведов.

Государственный долг в научной литературе традиционно рассматривается в двух аспектах: как экономическая и финансово-правовая категория. В качестве экономической категории государственный долг в своих трудах раскрывают И. А. Бескова, И. В. Макаренко, Н. В. Орлова и другие. Так, И. А.

Бескова полагает, что государственный долг является задолженностью государства по непогашенным внутренним займам и государственным гарантиям, а также не выплаченным по ним процентам, которые оформляются обязательствами перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации [1, c.14]. О. А.

Яковлева определяет государственный долг как совокупность экономических отношений, возникновение которых связано с перемещением капиталов из частных и национальных секторов в государственный бюджет на основе их заимствования [2, c. 11]. По мнению Н. В.

Орлова, государственный долг следует обозначить как экономический инструмент, с помощью которого государство, получая стоимость от физических и юридических лиц во временное пользование на условиях возмездности и эквивалентности, использует в качестве источника доходов и расходов, основы реализации его интересов [3, c. 11].

Так, ученые, рассматривая государственный долг как экономическую категорию, акцентируют внимание на том, что денежные средства передаются государству юридическими, физическими лицами и иными субъектами.

В качестве финансово-правовой категории государственный долг исследуется в работах Е. Ю. Грачевой, Н. М. Казанцева, А. В. Карташова, М. М. Порошина и других.. В частности, Н. М. Казанцев считает, что государственный долг основывается на сочетании публичных и частных интересов всех субъектов государственного кредитования [4, c. 28]. М. М.

Порошин раскрывает государственный долг как систему правовых норм, регулирующих общественные правоотношения, в которых государство выступает субъектом в качестве гаранта или заемщика с целью финансирования дефицита государственного бюджета [5, c. 9]. И. В. Рукавишникова и М. Н.

Тоцкий закладывают в основу содержания понятия совокупность обязательств, возникающих из государственных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, а также других обязательств, принятых на себя субъектами РФ и Российской Федерацией [6, c. 300–301].

Исходя из этого, авторы, характеризуя государственный долг как финансово-правовую категорию, указывают на публичный характер рассматриваемого института.

Таким образом, рассмотренные научные подходы к определению государственного долга и выявленные его признаки позволяют сформулировать определение государственного долга, представляющей собой юридическую форму публичного финансового обязательства государства перед юридическими и физическими лицами, публично-правовыми образованиями.

На современном этапе развития финансово-правовое регулирование государственного долга в Российской Федерации осуществляется бюджетным законодательством, которое представлено прежде всего Бюджетным кодексом Российской Федерации, в частности, главой 14 БКРФ «Государственный и муниципальный долг”, а также принятыми в соответствии с ним федеральными законами о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, законами субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах.

Изучая нормативно-правовую базу, считаем важным сказать, что Конституция РФ четко не регламентирует регулирование государственного долга в РФ и, на наш взгляд, наиболее целесообразнее было бы закрепить нормы, регулирующие рассматриваемый институт в Конституции Российской Федерации, которые в дальнейшем конкретизировались бы в финансовом законодательстве. Кроме того, Анализируя зарубежное законодательство, мы увидели, что прослеживается тенденция регулирования государственного долга как самостоятельного раздела на конституционном уровне (например, в Швеции, Бельгии, Германии).

Законодательное определения понятия государственного долга находит свое закрепление в ст.

6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает, что государственный долг представляет собой долговые обязательства публично-правового образования, возникающие из государственных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, других обязательств в соответствии с видами долговых обязательств, установленными БК РФ [7].

Долговые обязательства РФ могут быть в форме кредитов, привлеченных от кредитных организаций и субъектов международного права, бюджетных кредитов, привлеченных из других бюджетов бюджетной системы РФ, государственных ценных бумаг, выпущенных от имени РФ, государственными гарантиям РФ, иными долговыми об, которые ранее были отнесены к государственному долгу в соответствии с российским законодательством.

В соответствии со статьей 102 БК РФ Государственный долг Российской Федерации, обеспечивается всем находящимся в собственности Российской Федерации имуществом, составляющим государственную казну, и исполняются за счет средств федерального бюджета.

Законодательство Российской Федерации в сфере государственного долга предусматривает его деление на внутренний и внешний по признаку валюты обязательств. Иными словами, если денежные средства заимствуются у российский либо иностранных субъектов в валюте иностранного государства, то долг будет считаться внешним, а в случае с внутренним долгом — в валюте Российской Федерации.

Под внешним государственным долгом следует понимать общую задолженность страны по внешним займам и не выплаченным по ним процентам, выраженных в иностранной валюте.

Непосредственное управление государственным внешним долгом в Российской федерации осуществляет Правительство РФ в соответствии с Постановлением от 4 марта 1997 г. № 245 «О единой системе управления государственным долгом Российской Федерации» [8].

Здесь управление государственным внешним долгом представлен деятельностью государства, которая реализуется через совокупность финансовых мероприятий по погашению займов, учреждению выплат доходов по ним, осуществлению деятельности по изменению сроков и условий займов, а также по вопросам их размещения.

Источник: https://moluch.ru/archive/285/64393/

12.3. Государственный долг: понятие и виды

12.3. Государственный долг: понятие и виды

Государственный кредит на практике реализуется посредством государственных займов. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.

Под государственным долгом понимается совокупность долговых обязательств страны. Государственный долг страны полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся на территории Республики Беларусь имуществом и другими активами.

Читайте также:  Цедент, цессионарий и должник: пример, кто такой,отношения

Государственные займы, составляющие государственный долг, могут быть классифицированы по ряду признаков. Основополагающим для всех классификаций долга является его деление в зависимости от субъектов-кредиторов на внутренний и внешний.

Под внутренним государственным долгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь.

Внутренний государственный долг может быть представлен в виде займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь, кредитов Национального банка Республики Беларусь, других долговых обязательств, гарантированных Правительством Республики Беларусь.

Внешний государственный долг – общая сумма основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени.

Внешние государственные займы привлекаются в виде:

  • займов (кредитов) в иностранной валюте (иностранные кредиты), предоставляемых Республике Беларусь как заемщику или резидентам Республики Беларусь под государственную гарантию международными организациями, иностранными государствами, иными нерезидентами Республики Беларусь;
  • займов, полученных от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств, формирующих внешний государственный долг.

Целями внешних государственных займов являются:

  • покрытия дефицита республиканского бюджета;
  • пополнения валютных резервов Республики Беларусь;
  • реализации инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики республики;
  • решения острых социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • импорта сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случае критического положения в обеспечении ими республики;
  • поддержки экономических реформ.

Решения о привлечении и использовании иностранных кредитов, а также о предоставлении государственных гарантий по ним принимаются Правительством Республики Беларусь, а в случае привлечения таких кредитов для пополнения валютных резервов Республики Беларусь совместно с Правительством Республики Беларусь и Национальным банком. Указанные решения подлежат согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год устанавливаются лимит внешнего государственного долга(максимально допустимая сумма внешнего государственного долга по состоянию на конец финансового (бюджетного) года) и основные направления использования внешних государственных займов. Так, в соответствии со ст. 13 Закона Республики Беларусь » О республиканском бюджете на 2013 год» лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на конец 2013 года должен быть в размере 16,3 млрд. долларов США.

Источник: https://ebooks.grsu.by/fin_pravo/12-3-gosudarstvennyj-dolg-ponyatie-i-vidy.htm

Государственный долг: понятие, формы государственного долга, основания возникновения, методы управления. Государственный долг РФ

  • ID: 33033
  • Название работы: Государственный долг: понятие, формы государственного долга, основания возникновения, методы управления. Государственный долг РФ
  • Категория: Доклад
  • Предметная область: Финансы и кредитные отношения

Описание: Государственный долг: понятие формы государственного долга основания возникновения методы управления.

Формы государственного долга В соответствии с законодательством РФ в состав государственного долга включаются: кредитные соглашения и договоры заключенные от имени РФ как заемщика с кредитными организациями иностранными государствами и международными финансовыми организациями; государственные займы осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; договоры и соглашения о получении РФ бюджетных ссуд и…

  1. Язык: Русский
  2. Дата добавления: 2013-09-05
  3. Размер файла: 34.5 KB
  4. Работу скачали: 73 чел.
  • Государственный долг — долговые обязательства РФ перед юридическими и физическими лицами, международными организациями, зарубежными странами и другими субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.
  • Государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам, включающие начисленные по ним проценты, которые должны быть выплачены к определенной дате или в определенный срок.
  • Формы государственного долга
  • В соответствии с законодательством РФ в состав государственного долга включаются:
  • — кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • — государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • — договоры и соглашения о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • — договоры о предоставлении РФ государственных гарантий;

— соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

  1. Основания возникновения государственного долга:
  2. Первое основание возникновения государственного долга — это государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.
  3.  Вторым основанием формирования государственного долга Российской Федерации, субъектов РФ и муниципалитетов являются кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов

 Третьим основанием выступает предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков.

 Четвертым основанием являются факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.

 Пятым основанием возникновения долговых обязательств государственного и муниципального долга в Бюджетном кодексе названы соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет.

Для государства на федеральном и региональном уровнях возможно применение двух видов долговых обязательств: внутреннего или внешнего долга. Для муниципалитетов называется возможность применения только одного вида — внутреннего долга.

Критерием разграничения долговых обязательств на внутренние и внешние вступает валюта займа. Если деньги берутся взаймы у российских или иностранных субъектов в иностранной валюте, то возникают отношения внешнего долга. Если деньги берутся в валюте России, то возникают отношения внутреннего долга.

Любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет.

К основным методам управления государственным долгом относятся:

  •  Рефинансирование – это погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Используется при выплате процентов и погашении внешней части государственного долга.
  •  Конверсия – это изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплаченного в год государством своим кредиторам.
  •  Консолидация – это увеличение срока действия ранее выпущенных займов
  •  Унификация – объединение нескольких займов в один
  •  Отсрочка – это увеличение срока погашения займа или всех ранее выпущенных займов
  •  Аннулирование – это списание долговых обязательств сторонами
  •  Дефолт – это отказ государства от долговых обязательств

Реструктуризация долга — прекращение долговых обязательств (на основании соглашения), составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств другими долговыми обязательствами, предусматривающими иные условия обслуживания и погашения обязательств.  

Государственным долгом в Российской Федерации являются долговые обязательства РФ и субъектов РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=33033

Методы управления государственным долгом

Вопросы, касающиеся управления государственным долгом, являются одними из самых главных в экономической политике России. А связано это с тем, что в последние годы наблюдается  увеличение государственного долга, а также расходов по его погашению. Отсюда и главная цель управления: сокращение задолженности и снижение расходов по ее погашению.

Вот только не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Управление внутренним государственным долгом, равно, как и внешним, имеет особенности, которые связаны с характером отношений с кредиторами, урегулированием долга, текущим обслуживанием и с ограничением в выборе способов урегулирования долга.

В связи с этим стоит поближе познакомиться с тем, какие бывают методы управления государственным долгом.

  • Методы управления государственным долгом
  • ·         Рефинансирование – погашения части основного долга (или всего полностью), а также процентов по нему из тех средств, которые были получены от размещения новых займов.
  • ·         Аннулирование (дефолт) – отказ государства от выплаты долга и его процентов  по выпущенным ранее займам.

·         Конверсия – принятие решения государством об изменении доходности выпущенных ранее займов. Чтобы этого достичь, государство обычно снижает размер выплаты процентов.

·         Новация – соглашения между заемщиком и кредитором о прекращении действия обязательств, а также замене их иными обязательствами, которые предусматривают другие условия погашения долгов.

·         Унификация – принятие решения государством об объединении нескольких выпущенных ранее займов, когда происходит обмен облигаций ранее выпущенных займов на облигации новых займов.

·         Консолидация – увеличение срока действия по выпущенным ранее обязательствам. Государство всегда заинтересовано в том, чтобы получить займы на более длительные сроки.

·         Отсрочка погашения займа (или всех выпущенных заранее займов) – проводится в том случае, когда дальнейший выпуск новых займов не несет для государства финансовой активности.

Такие методы управления государственным долгом, как конверсия, унификация и консолидация государственных наймов чаще всего осуществляются в отношении внутренних займов. Что же касается отсрочки погашения займа, то подобная мера может быть применена и для внешних займов.

Принципы управления государственным долгом

Методы управления государственным долгом были созданы для того, чтобы решить следующие задачи:

·         Удержать объемы внутреннего и внешнего государственного долга на одном уровне. Это необходимо для того, чтобы сохранить экономическую безопасность страны, а также обеспечить выполнение органами тех обязательств, которые они на себя взяли, при этом не должен быть причинен значительный ущерб финансированию социально-экономического развития.

  1. ·         Минимизировать стоимость долга за счет удлинения долгового срока и снижения дохода государственных ценных бумаг.
  2. ·         Сохранить у государства репутацию хорошего заемщика за счет беспрерывного выполнения всех обязательств перед инвесторами.
  3. ·         Поддерживать стабильность и предсказуемость государственного долга.
  4. ·         Достигнуть наиболее эффективного и рационального использования заимствованных средств.
  5. ·         Координировать действия органов субъектов РФ, местного самоуправления и федеральных органов на долговом рынке страны.
  6. ·         Диверсифицировать долговые обязательства по срокам заимствований, формам выплаты и прочим параметрам с той целью, чтобы удовлетворить потребности инвесторов.
  7. Основные проблемы управления государственным долгом

·         В настоящий момент еще не до конца решена проблема долга. В частности это касается обязательств РФ по предъявленным ею госгарантиям.

·         Требует доработки нормативное регулирование государственного долга.

·         Отсутствует законодательно закрепленные нормы определения объема государственного внешнего долга, соответствующие международным стандартам.

Источник: https://FB.ru/article/4296/metodyi-upravleniya-gosudarstvennyim-dolgom

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector