Банкротство отдельных категорий несостоятельности должников юридических лиц: особенности и признаки, что необходимо учитывать, поручительство

Банкротство отдельных категорий несостоятельности должников юридических лиц: особенности и признаки, что необходимо учитывать, поручительство

Российское законодательство, регулирующее вопросы банкротства, как частных лиц, так и хозяйствующих субъектов, до недавнего времени имело общий порядок проведения всей процедуры банкротства применительно к должникам.

Однако с момента вступления в силу закона (ФЗ № 127 «Закон о несостоятельности (банкротстве)»), в 2002 году возникла необходимость конкретизировать многие положения этого нормативного акта в силу специфики некоторых категорий должников.

Действительно, не все компании, юридические лица, также как и граждане, находятся в одинаковых условиях ведения коммерческой и иной хозяйственной деятельности.

Немало граждан и компаний имеют определенный льготный статус, не позволяющий в полной мере применить все процедуры банкротства, как по срокам проведения арбитражного процесса, так и по характеру применяемых мер по изъятию имущества и реализации его на аукционах в счет погашения долгов.

В этой статье будет рассказано о  том как  осуществляется банкротство отдельных категорий должников юридических лиц, предприятий и бизнесов, о том, в силу каких причин обусловлен их особый статус при проведении банкротства, а также о том, какие нормативные требования содержатся ко всем участникам арбитражного процесса.

Общее понятие о субъектах права, имеющих особый статус при проведении процедуры банкротства

В Федеральном законе № 127 «О банкротстве» есть специальная глава (9-я), которая полностью посвящена определению того, кто может  иметь статус особого хозяйствующего субъекта и имеется полный перечень таких юридических лиц. К таким по смыслу этого закона относятся, прежде всего:

Банкротство отдельных категорий несостоятельности должников юридических лиц: особенности и признаки, что необходимо учитывать, поручительство

  • предприятия и организации, имеющие статус градообразующих, т.е. тех, где работает большая часть населения города или поселения
  • стратегические предприятия и приравненные к ним другие хозяйствующие субъекты
  • финансовые, кредитные организации, предоставляющие финансовые услуги, как бизнесу, так и населению
  • компании и организации, имеющие статус естественных монополий, в том числе и локальных (имеющие значение в рамках конкретной территории)
  • компании, работающие в сфере массового жилищного строительства и связанные с девелоперскими проектами (компании – застройщики).

Кроме этого списка в состав компаний и предприятий, имеющих особый порядок банкротства, может быть определен отдельными постановлениями Правительства РФ или правовыми актами региональных властей применительно к конкретным компаниям, имеющих важное региональное или федеральное значение.

Далее будут рассмотрены особенности банкротства каждой из приведенных в списке категорий компании — должников:

  1. Банкротство предприятий, имеющих стратегическое значение

Это одна из самых больших категорий компаний, предприятий, входящих  в перечень юридических лиц, имеющих особенности банкротства отдельных категорий должников, так как практически в каждом городе страны имеется ряд компаний, работающих по государственным заказам или имеющие отношение к стратегически важным отраслям экономики. В первую очередь это касается компаний, связанных с обороной, с обеспечением безопасности и т.п.

Банкротство отдельных категорий несостоятельности должников юридических лиц: особенности и признаки, что необходимо учитывать, поручительствоСтратегические предприятия

Стратегические предприятия и организации считаются несостоятельными, неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и(или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и(или) обязанности не исполнены в течение 6-ти месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.  Дело о банкротстве возбуждается если требование к должнику составляет  в совокупности не менее чем 500 тыс. руб. (пп.3 и 4 ст.190 Закона о банкротстве).

Банкротство отдельных категорий несостоятельности должников юридических лиц: особенности и признаки, что необходимо учитывать, поручительство

При банкротстве подобных предприятий и организаций важно учитывать тот факт, что непосредственное участие в процессе банкротства принимает не только руководство такой копании, но и его номинальный собственник в виде  Правительства РФ, отраслевых министерств и ведомств, а также соответствующих региональных правительств.

  1. Банкротство градообразующих предприятий и организации

В  ФЗ № 127 содержится четкое указание на то, какие компании могут попасть под определение градообразующее предприятие. Такими субъектами права могут считаться юридические лица, число сотрудников которых составляет не менее 25 % от общей численности трудоспособного населения данного города, поселения или территории, где расположены основные производственные помещения и цеха.

Банкротство отдельных категорий несостоятельности должников юридических лиц: особенности и признаки, что необходимо учитывать, поручительствоБанкротство градообразующего предприятия

Кроме этого, в Законе содержится указание на то, что общая штатная численность персонала такого предприятия должна быть не менее 5 000 человек, включая и тех, кто работает не на постоянной основе — по отдельным трудовым контрактам (договорам).

В чем состоит особенность банкротства таких компаний и бизнесов:

  1. при проведении банкротства непосредственное участие во всех арбитражных процедурах принимают местные (муниципальные или региональные власти), так как ликвидация подобных предприятий имеет существенный социальный резонанс.
  2. срок конкурсного производства по делу о банкротстве градообразующего предприятия увеличен до 2.5. лет, что связано с целью иметь больше времени для восстановления работы компании, ее платежеспособности. В некоторых особых случаях такой срок может быть арбитражным судом продлен до 10 лет.
  3. при продаже компании предусматривается реализация ее имущественного комплекса как единого целого (т.е. сохранения основной производственной структуры компании) и гарантия сохранения не менее 50% численного состава персонала.
  4. Банкротство сельскохозяйственных предприятий

Сельхозпредприятия в определенном смысле тоже можно отнести к группе стратегических и градообразующих компаний, так как они выполняют свою роль в деле обеспечения продовольственной безопасности тех или иных территорий и предоставления рабочих мест населению.

Банкротство отдельных категорий несостоятельности должников юридических лиц: особенности и признаки, что необходимо учитывать, поручительствоБанкротство фермерских хозяйств

К данной категории юридических лиц приравниваются организации, деятельность которых направлена на производство и переработку сельхоз продукции. При этом выручка юридического лица от продажи данной продукции должна составлять не менее 50% от всего получаемого дохода (включая переработку сырья и реализацию готовой продукции).

Несостоятельность или банкротство таких организаций имеет следующие отличительные особенности:

Банкротство отдельных категорий несостоятельности должников юридических лиц: особенности и признаки, что необходимо учитывать, поручительство

  • Поскольку данная деятельность является сезонной, процедуры банкротства могут продлеваться до окончания сбора урожая, с учетом времени, необходимого для продажи продукции.
  • В случае стихийных бедствий и других форс-мажорных обстоятельств период внешнего управления может быть продлен на 1 год.
  • При конкурсном производстве право на покупку реализуемого имущества должника в первую очередь предоставляется соседним предприятиям такого же профиля.
  • если банкротству подлежит фермерское хозяйство (т.е. фактически индивидуального предпринимателя), то не подлежит продаже на конкурсных торгах имущество, принадлежащее семье фермера — включая и то, которое необходимо для работы по профилю фермы.
  1. Особенности банкротства финансовых организаций

Под финансовыми организациями в ст. 180 Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» понимаются:

  • 1) кредитные организации;
  • 2) страховые организации;
  • 3) профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • 4) негосударственные пенсионные фонды;
  • 5) управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • 6) клиринговые организации;
  • 7) организаторы торговли;
  • 8) кредитные потребительские кооперативы
  • 9) микрофинансовые организации или МФО

Основаниями для применения мер по предупреждению банкротства финансовой организации являются (ст. 182.2):

Банкротство отдельных категорий несостоятельности должников юридических лиц: особенности и признаки, что необходимо учитывать, поручительство

  • неоднократный отказ в течение месяца в удовлетворении требований кредиторов по денежным обязательствам. При этом под таким отказом понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение требований кредиторов по денежным обязательствам в течение 10 рабочих дней со дня возникновения обязанности удовлетворения таких требований, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве;
  • неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в срок свыше 10 рабочих дней со дня наступления даты ее исполнения;
  • недостаточность денежных средств для своевременного исполнения денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, если срок исполнения таких обязательств и (или) обязанности наступил.

Банкротство отдельных категорий несостоятельности должников юридических лиц: особенности и признаки, что необходимо учитывать, поручительство

Закон о банкротстве требует, чтобы финансовая организация при возникновении указанных оснований совершила ряд действий, в частности в течение 15 дней с даты их возникновения, направила в контрольный орган уведомление об этом с приложением утвержденного полномочным органом компании, плана восстановления ее платежеспособности.

К специфическим особенностям банкротства финансовых организации следует отнести, прежде всего, следующие:

  1. Процедура банкротства сокращена до двух последовательных этапов — наблюдение и конкурсное производство, а также ограничено сроками – не более 6 месяцев, плюс 3 месяца в качестве дополнительного срока по усмотрению арбитражного суда.
  2. При проведении конкурсного производства и, в частности — выплате долгов кредиторам, в первую очередь учитываются интересы клиентов финансовых организаций — вкладчиков банков, клиентов страховых компаний и т.п.
  3. при банкротстве инвестиционных фондов и брокерских компаний обеспечиваются интересы инвесторов, вложивших свои деньги в ценные бумаги. При продаже имущества такой финансовой организации — банкрота имущество компании и ценные бумаги ее клиентов имеют различный статус. Т.е. они не могут быть объединены в один имущественный комплекс и проданы с конкурсных торгов.
  4. Банкротство компаний застройщиков или девелоперов

Основной спецификой банкротства компаний, работающих в сфере массовой жилищной застройки (девелоперские проекты) является то, что кроме интересов кредиторов таких компаний (банки, подрядные организации), также существенно затрагиваются интересы довольно большой социальной группы — инвесторов или дольщиков строительства.

К основным особенностям банкротства компаний — застройщиков относятся, прежде всего, следующие:

Банкротство отдельных категорий несостоятельности должников юридических лиц: особенности и признаки, что необходимо учитывать, поручительствоКогда застройщик оказывается банкротом

  • при банкротстве застройщика каждый инвестор (дольщик) имеет право на получение компенсации в виде предоставления ему жилья в том жилищном проекте, в котором он изначально участвовал. По своему усмотрению такой инвестор может получить компенсацию в денежном виде после реализации имущества компании — банкрота.
  • при конкурсном производстве учитываются в первую очередь интересы клиентов компании – застройщика. Т.е. интересы дольщиков строительства включены в первую очередь требований при проведении конкурсного управления имуществом застройщика — банкрота.

В дополнение ко всему сказанному, следует также отметить, что кроме чисто формального подхода при проведении банкротства той или иной компании, учитываются не только принадлежность ее к льготной категории, но и то, насколько ликвидация организации может сказаться на социальной и экономической ситуации региона, города, поселка и даже отдельной деревни.

Источник: http://tv-bis.ru/bankrotstvo/806-osobennosti-bankrotstva-otdelnyih-kategoriy-dolzhnikov.html

Банкротство отдельных категорий несостоятельности должников юридических лиц: особенности и признаки, что необходимо учитывать, поручительство

Из-за непростой современной экономической ситуации, каждая компания может на определенном этапе своей деятельности столкнуться с банкротством или финансовой несостоятельностью.

Читайте также:  Удержание имущества арендатора арендодателем при задолженности

Процесс банкротства в большинстве случаев идет своим чередом, но для некоторых категорий организаций она заметно отличается от прочих.

В данной статье мы обратимся к рассмотрению особенностей процедуры банкроства отдельных категорий должников.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону


+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
 

Это быстро и бесплатно!

Особенности банкротства отдельных категорий деятельности

Современное законодательство делает определенные различия между разными категориями должников. Это нововведение демонстрирует специфичность банкротства организаций отдельных видов. Речь идет об организациях сельскохозяйственной отрасли, градообразующих предприятий и банках.

Градостроительные организации

Банкротство отдельных категорий несостоятельности должников юридических лиц: особенности и признаки, что необходимо учитывать, поручительство

Рассматривать вопрос об особенностях банкротства отдельных категорий должников стоит начать с градостроительных организаций. В эту категорию попадают юридические лица, количество постоянных работников которых составляет не менее половины общего населения города или иного населенного пункта, где базируется организация. Законодательство РФ специально оговаривает особенности банкротства подобных предприятий.

В частности, в нем приведен перечень лиц, принимающих участие в процессе признания несостоятельности. Их количество не постоянно и варьируется в зависимости от органов местного управления и количества местного населения. При желании арбитраж может привлечь к процессу также и органы местной власти. В результате появляется множество возможностей для ликвидации организации.

Даже если во время судебного процесса кредиторы начнут настаивать на несостоятельности, арбитражный суд может вместо этого назначить со стороны внешнее управление, не объявляя организацию банкротом.

Количество кредиторов никакого значения не имеет, однако ответственным органам при таком подходе придется перенять часть ответственности на себя и стать поручителями по кредитам.

Срок установления контроля за предприятием не может превышать один год с даты вынесения решения: не более 2,5 лет.

Задача органов управления заключается в улучшении финансового положения предприятия. В качестве одного из вариантов является инвестиции в предприятие, поиск новых сотрудников или создание рабочих мест.

Сельскохозяйственные организации

Банкротство отдельных категорий несостоятельности должников юридических лиц: особенности и признаки, что необходимо учитывать, поручительствоБанкротство сельскохозяйственных организаций обусловлено сезонностью и другими внешними факторами

Имеются свои нюансы и при банкротстве предприятий сельскохозяйственной сферы. Признаки банкротства несостоятельности отдельных категорий должников здесь зависят от того, что данные компании имеют сезонный режим работы. Признание несостоятельности такой компании может быть только в том случае, если переработка выращенной продукции и ее последующая реализация приносит не более половины совокупного объема прибыли.

Если дело доходит до продажи имущества предприятия, преимущество отдается другим организациям, работающим в данной сфере. Земельные участки во владении предприятия могут быть отчуждены в принудительном порядке государством.

Отметим, что законодательство предусматривает особые санкции в отношении подобных компаний. Например, из-за сезонного характера работ внешнее управление может быть растянуто на куда больший срок.

В отдельных случаях он достигает почти 2 лет.

Только в том случае, если за это время не удалось добиться никаких положительных сдвигов, организация может быть признана финансово несостоятельной.

Обратите внимание на материалы о том, как составить заявление о признании должника банкротом.

Кредитные организации

В случае кредитных организаций, процесс банкротства регулируется соответствующим Федеральным законом.

По нему организация не вправе объявлять себя банкротом самостоятельно, это входит в полномочия только арбитражного суда. Формальный признак несостоятельности здесь сокращен всего до месяца.

Для предотвращения несостоятельности используется реорганизация, финансовое оздоровление и внедрение внешних управляющих.

Начать процесс о признании несостоятельности арбитраж может когда у предприятия отзовут лицензию. Обратиться в суд может как сама компания, ее кредиторы и ФНС, но еще и Банк России. Иногда обращение самой компании является обязательным, а не просто возможным.

Начало банкротства может быть положено, если с момента последнего исполнения требований кредитора прошло больше месяца, а совокупный объем кредита превышает 1000 МРОТ. Мировое соглашение в данной ситуации оказывается недоступно. За процессом банкротства следит Банк России.

Признаки банкротства

В общем случае несостоятельным может считаться организация, у которой имеется задолженность свыше 100 тысяч рублей перед кредитором. Однако признать юридическое лицо банкротом можно только в судебном порядке.

Для установления признаков банкротства должника берут важны:

  • сумма займа с учетом накопившихся штрафов и процентов;
  • предоставленные услуги;
  • размер долга за полученные товары;
  • объем долга, возникшего из-за неосновательного обогащения;
  • размер долга из-за причинения вреда кредитору, за вычетом ситуаций, когда должник берет на себя ответственность за причинение вреда здоровью конкретных лиц;
  • долги по выплатам авторских отчислений и т.п.

Банкротство отдельных категорий несостоятельности должников юридических лиц: особенности и признаки, что необходимо учитывать, поручительство

Как определить банкротство

Итак, что необходимо учитывать для определения признаков банкротства компании-должника? Два главных фактора: это время, прошедшее с момента последнего платежа и совокупный объем задолженности. Что именно входит в последний, было раскрыто в предыдущем пункте.

Важно знать, что сумма обязательных платежей или совокупных денежных обязательств тогда учитывается, когда он был установлен в судебном порядке. Если должник решит оспорить требования со стороны кредиторов, то данные параметры определяются арбитражем.

Возможно вам будет полезна статья о процессе оспаривания сделок должника-банкрота.

Банкрот обладает следующими признаками:

  • не способен удовлетворить требования кредиторов на протяжении трех месяцев с момента даты их исполнения;
  • долг превышает стоимость имущества организации;
  • задолженность для физ. лица 10 тысяч рублей и более, для юрлиц 100 тыс. руб. и более;
  • наличие судебного акта о банкротстве лица.

Банкротство отдельных категорий несостоятельности должников юридических лиц: особенности и признаки, что необходимо учитывать, поручительство

Поручительство

Банкротство отдельных категорий несостоятельности должников юридических лиц: особенности и признаки, что необходимо учитывать, поручительствоВ качестве поручителя чаще всего выступает владелец организации, где работает заемщик

Одним из самых частых в наши дни видов выдачи кредита является поручительство. Наличие поручителя по кредиту выгодно кредитным организациям, так как снижает вероятность невыплаты. Вследствие этого, если желающий получить кредит предоставляет поручителя, денежные средства могут быть выданы ему под более скромный процент. Если же у заемщика нет ни положительной кредитной истории, ни поручителя, то получение им кредита находится под большим вопросом.

Распространено поручительство и в сфере займов юридическими лицами. Здесь наличие поручителя является практически обязательным в большинстве банков.

Это обусловлено тем, что собственники предприятия по закону не несут никакой денежной ответственности в случае просрочки кредита или, в самом тяжелом случае, банкротства.

Отвечает за все сама организация собственным имуществом, так что вернуть долг в случае трудностей оказывается очень проблематично.

В качестве поручителя в таком случае чаще всего выступает владелец компании. Гораздо реже берется кредит под поручительство наемных работников: начальников отделов, директора или бухгалтера. Опасность состоит в том, что им придется отвечать за долги работодателей собственными средствами, но отказаться от поручительства они не могут из-за опасности потерять работу.

Важно! Согласно Пленуму Арбитражного суда от 12.06.2012, никакие обстоятельства основного должника, вплоть до смерти, не снимает ответственности поручителя. Но на практике имеется ряд особенностей при признании несостоятельности, но в целом картину это не меняет: если должник перестал выплачивать кредит, ответственность ложится на поручителя.

Имеется здесь важный нюанс: в законодательстве не описан случай, когда банкротом становится физическое лицо. Однако можно не сомневаться, что в случае возникновения подобной ситуации суд по аналогии перенесет все долги на поручителя.

Очень часто случается, что после этого и сами поручители объявляют о своем банкротстве в связи с невозможностью выплатить неподъемные для себя суммы.

Таким образом, поручительство при банкротстве основного должника может обернуться несостоятельностью поручителя.

Заключение

По традиции банкротство привлекает к себе немалый публичный интерес, куда больший, чем при закрытии компании по какой-либо иной причине. Невозможность получить выплаты затрагивает интересы многих участников финансового рынка. В результате множество сил сторон уходит на то, чтобы по возможности смягчить последствия подобной ситуации.

Для должника несостоятельность также становится серьезным испытанием – многие стараются по возможности сох ранить свое дело и имущество, что удается далеко не всегда.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
 

+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

 

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://lichnyjcredit.ru/dolgi/bankrotstvo/osobennosti-otdelnyx-kategorij.html

Особенности банкротства отдельных категорий должников

«Законом о банкротстве» установлены особенности банкротства отдельных категорий должников — юридических лиц: градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий.

Под градообразующими организациями «Закон о банкротстве» понимает юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта, а также иные организации, численность работников которых превышает пять тысяч человек.

При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве, признается соответствующий орган местного самоуправления, также могут быть привлечены федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Внешнее управление в отношении градообразующей организации может быть введено при наличии оснований, предусмотренных «Законом о банкротстве», а также при наличии ходатайства органов власти, даже если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице их уполномоченных органов вправе предоставить поручительство по обязательствам должника.

  • Срок финансового оздоровления или внешнего управления в отношении градообразующей организации может быть продлен не более чем на год (для иных категорий должников продление внешнего управления возможно не более, чем на шесть месяцев, а возможность продления финансового оздоровления не предусмотрена).
  • В любое время до окончания финансового оздоровления градообразующей организации или внешнего управления градообразующей организацией Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование вправе рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей иным способом, предусмотренным «Законом о банкротстве».
  • При продаже предприятия градообразующей организации существенным условием договора купли-продажи может являться сохранение рабочих мест не менее чем для 50% работников.
  • Под сельскохозяйственными организациями «Закон о банкротстве» понимает юридических лиц, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем 50% общей суммы выручки.
Читайте также:  Перевод с карты на карту в промсвязьбанке: как перевести деньги через смс и онлайн

Главной особенностью банкротства сельскохозяйственных организаций является учет периода сельскохозяйственных работ, природно-климатических условий и иных факторов, существенных для сельского хозяйства, при анализе финансового состояния должника, установлении и продлении срока финансового оздоровления или внешнего управления.

При продаже имущества и имущественных прав должника — сельскохозяйственной организации преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника.

Под финансовыми организациями «Закон о банкротстве» понимает кредитные организации, страховые организации, профессиональных участников рынка ценных бумаг. Особенности несостоятельности кредитных организаций определяются также Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

По результатам рассмотрения заявления о признании кредитной организации банкротом арбитражным судом может быть принято решение либо об отказе в признании кредитной организации банкротом, либо о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства, иные процедуры банкротства не предусмотрены.

При рассмотрении дела о банкротстве страховой организации лицом, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве, также признается Минфин России как орган, уполномоченный осуществлять надзор за страховой деятельностью.

При проведении конкурсного производства имущественный комплекс страховой организации может быть продан только с согласия покупателя принять на себя договоры страхования, срок действия которых не истек и по которым страховой случай не наступил на дату признания страховой организации банкротом.

Покупателем имущественного комплекса страховой организации может выступать только страховая организация, имеющая лицензию Минфина России на осуществление соответствующего вида страхования и обладающая активами, достаточными для исполнения обязательств по принимаемым на себя договорам страхования.

  1. При банкротстве страховых организаций установлены особенности удовлетворения требований кредиторов третьей очереди. В рамках этой очереди происходит деление на 4 «подочереди»:
  2. · требования застрахованных, выгодоприобретателей по договорам обязательного личного страхования;
  3. · требования выгодоприобретателей, страхователей по иным договорам обязательного страхования;
  4. · требования застрахованных, выгодоприобретателей, страхователей по договорам личного страхования;
  5. · требования иных кредиторов.
  6. При рассмотрении дела о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг арбитражный суд вправе привлечь к участию в деле федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг (ФКЦБ России) и соответствующую саморегулируемую организацию на рынке ценных бумаг.
  7. Арбитражный управляющий, участвующий в деле о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг, должен иметь соответствующий аттестат, выданный Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР).
  8. С момента введения внешнего управления или конкурсного производства ценные бумаги клиентов, находящиеся в управлении, во владении профессионального участника рынка ценных бумаг или учитываемые профессиональным участником рынка ценных бумаг, подлежат возврату клиентам, если иное не предусмотрено соглашением собственника указанного имущества с должником или арбитражным управляющим.
  9. Под стратегическими предприятиями и организациями «Закон о банкротстве» понимает:
  10. а) федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ;
  11. б) организации оборонно-промышленного комплекса — производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.
  12. Перечень стратегических предприятий и организаций, в том числе организаций оборонно-промышленного комплекса, утверждается Правительством РФ и подлежит обязательному опубликованию.
  13. Для стратегических предприятий и организаций установлен повышенный срок неисполнения обязательств, до истечения которого заявление о признании несостоятельным не может быть принято арбитражным судом, — шесть месяцев.
  14. Правительство России осуществляет реализацию установленных Законом о банкротстве мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций.
  15. Правительство РФ вправе установить перечень дополнительных требований, являющихся обязательными при утверждении арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации.
  16. На этапе внешнего управления стратегическим предприятием или организацией внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника, связанных с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороны и безопасности Российской Федерации.

Особенности банкротства субъектов естественных монополий установлены в §6 гл. 9 «Закона о банкротстве», вступившего в силу 1 января 2005 г. До этого момента действовал ФЗ от 24 июня 1999 г. № 124-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», имевший более узкую сферу действия.

Действующий закон устанавливает особые признаки несостоятельности данной категории должников.

Организация-должник считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены организацией-должником в течение шести месяцев с момента наступления даты их исполнения и сумма кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость имущества организации-должника, в том числе права требования. Также установлено, что заявление о признании организации-должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к организации-должнику в совокупности составляют не менее 50 тыс. МРОТ и указанные требования не погашены в течение шести месяцев.

  • Арбитражным управляющим может быть назначено физическое лицо, имеющее опыт работы в соответствующих организациях топливно-энергетического комплекса.
  • В случае если организацией-должником до принятия арбитражным судом заявления о признании организации-должника банкротом подано исковое заявление в суд, арбитражный суд о признании недействительным акта (актов) федерального органа исполнительной власти, акта (актов) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в части утверждения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, газ, транспортировку газа, перекачку нефти, рассмотрение дела о банкротстве приостанавливается до принятия решения по указанному заявлению.
  • Предусмотрен более длительный срок внешнего управления, которое вводится на срок не более 18 месяцев, он может быть продлен арбитражным судом на основании ходатайства внешнего управляющего, органа управления топливно-энергетическим комплексом, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по месту нахождения организации-должника, собрания кредиторов до пяти лет.
  • Закон о несостоятельности предусматривает еще одну особенность банкротства субъектов естественных монополий: внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника перед потребителями, в отношении которых в соответствии с законодательством России не допускается прекращение обязательств со стороны субъектов естественных монополий.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_251927_osobennosti-bankrotstva-otdelnih-kategoriy-dolzhnikov.html

Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников — юридических лиц

  • Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников — юридических лиц
  • Введение
  • Институт несостоятельности предприятия (банкротства) появился в нашем правовом регулировании в связи с переходом к рыночным отношениям.
  • В условиях всеобъемлющего господства государственной и кооперативно-колхозной собственности проблема прекращений предприятий, кооперативов и колхозов ввиду их несостоятельности не ставилась и не решалась, потому что нерентабельные и убыточные предприятия и хозяйства встраивались в качестве таковых в экономику и существовали в качестве планово-убыточных за счет государственного финансирования, периодического списания долгов с колхозов, постоянно действующих и легализованных перераспределительных финансовых отношений в хозяйственных системах министерств и ведомств.

В рыночных условиях такая возможность исключается, в том числе и для государственных или муниципальных предприятий. Каждый хозяйствующий субъект должен обеспечить рентабельный воспроизводственный процесс в равных условиях хозяйствования, заранее определенных законами экономической сферы.

1. Банкротство градообразующих организаций.

Под градообразующими организациями понимаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25 % численности работающего населения соответствующего населенного пункта. А также организации, численность работников которого превышает 5 000 человек.

Определяя особенности банкротства градообразующих организаций. Закон учитывает возможные социальные последствия их ликвидации.

Этим, в частности, продиктовано включение в число лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующей организации, соответствующего органа местного самоуправления.

В таком же качестве арбитражным судом могут быть привлечены к участию в деле и федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

По ходатайству названных органов арбитражный суд сможет ввести внешнее управление в отношении должника — градообразующей организации даже в том случае, если собрание кредиторов не принимает решение о введении внешнего управления.

Но тогда соответствующие органы должны будут дать поручительство по обязательствам должника и тем самым взять на себя обязанность нести субсидиарную ответственность перед его кредиторами.

Поручительство может быть дано Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации или муниципальным образованием в лице уполномоченных органов.

Поручительство по обязательствам должника представляется в письменной форме арбитражному суду.

В заявлении о поручительстве должны быть указаны: сумма обязательств должника перед кредиторами и обязанность по уплате обязательных платежей; график погашения задолженности.

К поручительству прикладываются документы, подтверждающие включение обязательств по поручительству в соответствующий бюджет на дату представления поручительства.

Должник и его поручитель обязаны приступить к погашению задолженности в соответствии с представленным графиком. В случае не исполнения этой обязанности должником кредиторы вправе предъявить свои требования поручителю.

Нарушение поручителем своих обязательств в отношении кредиторов и уполномоченных органов, обладающих одной третью всех требований к должнику, может служить основанием для досрочного прекращения финансового оздоровления или внешнего управления, признания должника банкротом и открытия конкурсного производства.

Читайте также:  Филберт: агентство по взысканию долгов, коллекторы, официальный сайт

По ходатайству названных органов финансовое оздоровление или внешнее управление может быть продлено арбитражным судом на срок не более года.

Таким образом, общая продолжительность внешнего управления, а стало быть, и срок действия моратория на удовлетворение требований кредиторов может составить два с половиной года.

В этот период соответствующими органами может быть осуществлено финансовое оздоровление градообразующей организации путем инвестирования в ее деятельность, трудоустройства работников, создания новых рабочих мест.

Российская Федерация, субъект РФ либо муниципальное образование в лице их уполномоченных органов могут в любое время до окончания внешнего управления рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить иным способом требования кредиторов по денежным обязательствам или обязательным платежам.

В процессе внешнего управления должником – градообразующей организацией может быть осуществлена продажа предприятия как единого имущественного комплекса, что позволит получить средства, необходимые для расчетов с кредиторами, не прибегая к ликвидации должника, а также сохранить рабочие места.

Причем при наличии ходатайства государственного органа либо органа местного самоуправления продажа предприятия будет производиться по конкурсу, обязательными условиями которого станут сохранение рабочих мест для, не менее, чем 50 процентов работников предприятия, а также обязанность покупателя в случае изменения профиля деятельности предприятия произвести переобучение или трудоустройство работников. Да и в случае признания градообразующей организации банкротом конкурсный управляющий для первых торгов должен будет предложить к продаже предприятие как единый имущественный комплекс. И только если на таких торгах не найдется покупатель, конкурсный управляющий получит возможность продавать отдельные активы предприятия.

В случае неисполнения покупателем указанных выше обязательств, договор купли-продажи подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления органа местного самоуправления, федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по ходатайству которых проводился конкурс. Покупателю из соответствующего бюджета возмещаются средства, затраченные им на покупку и осуществленные в период действия договора инвестиции, а предприятие подлежит передаче муниципальному образованию.

2. Банкротство сельскохозяйственных организаций.

Банкротство сельскохозяйственных организации имеет отличительные особенности, продиктованные, во-первых, особым характером их деятельности, которая, как правило, связана с использованием земельных участков (преимущественно сельскохозяйственного назначения) и, во-вторых, с сезонным характером их работы.

Согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» сельскохозяйственными организациями признаются юридические лица, основным видом деятельности которых, является выращивание (производство или производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка которых от реализации такой продукции составляет не менее семидесяти процентов общей суммы выручки.

Суть первого специального правила, регулирующего банкротство сельскохозяйственной организации, заключается в том, что при продаже объектов недвижимости обанкротившейся организации преимущественным правом их приобретения наделаются иные сельскохозяйственные организации или крестьянские (фермерские) хозяйства. Отчуждение земельных участков может осуществляться в той мере, в какой их участие в обороте допускается земельным законодательством.

Общие положения, регулирующие порядок введения наблюдения и его последствия, содержатся в гл.IV Закона о банкротстве. В частности, в ст.

70 Закона предусмотрено проведение временным управляющим анализа финансового состояния должника в целях определения степени достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможности (или невозможности) восстановления платежеспособности должника.

Анализ финансового состояния осуществляется в ходе наблюдения и в отношении сельскохозяйственной организации.

Особенностью его проведения является обязательный учет сезонности сельскохозяйственного производства и его зависимости от природно-климатических условий.

Кроме того, должна также учитываться возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

Особенностью финансового оздоровления и внешнего управления сельскохозяйственной организацией, в первую очередь срока, на который внешнее управление вводится, является то, что четко и однозначно его определить и закрепить в законе невозможно.

Продолжительность этих процедур поставлена в зависимость от длительности периода сельскохозяйственных работ.

Иными словами, финансовое оздоровление и внешнее управление вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации выращенной (произведенной, произведенной и переработанной) сельскохозяйственной продукции.

Тем не менее законодатель устанавливает ограничение срока финансового оздоровления и внешнего управления сельскохозяйственной организацией: финансовое оздоровление не может превышать общие сроки, отводимые для внешнего управления должником, более чем на один год, а внешнее управление – не более чем на три месяца.

По общим правилам, финансовое оздоровление вводится на срок не превышающий двух лет, а внешнее управление вводится на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. Таким образом, срок финансового оздоровления сельскохозяйственной организацией в совокупности должен составлять не более 3 лет, а внешнего управления – 21 месяца.

При определенных обстоятельствах имеется и другая возможность для продления срока внешнего управления данной категории должников юридических лиц.

В случае, если в течение срока финансового оздоровления или внешнего управления, имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими крайне неблагоприятными условиями, срок финансового оздоровления или внешнего управления может быть продлен на один год.

При продаже имущества и имущественных прав должника – сельскохозяйственной организации на первых торгах выставляется предприятие должника. Преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, примыкающим к земельному участку должника.

Арбитражный управляющий при продаже имущества должника проводит независимою оценку его стоимости и предлагает лицу, имеющему преимущественное право покупки приобрести это имущество по оценочной стоимости.

Если указанные лица в течении месяца не заявили о своем желании приобрести имущество и имущественные права должника, арбитражный управляющий реализует имущество должника – сельскохозяйственной организации в общем порядке.

3. Банкротство финансовых организаций.

К финансовым организациям относятся, в частности, кредитные организации, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Процедуры банкротства таких организаций должны осуществляться по специальным правилам, предусмотренным соответствующими законами, однако, поскольку в настоящее время существует только Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», регулирование банкротства финансовых организаций осуществляется по общим правилам, с изъятиями, предусмотренными § 4 гл. 9 Закона о банкротстве.

3.1. Банкротство кредитных организаций

В соответствии со ст.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции.

Перечень таких операций предусмотрен Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и включает в себя, в частности: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; выдача банковских гарантий.

Кредитные организации могут создаваться и действовать в форме банка или небанковской кредитной организации.

При этом банком признается кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Под банковской кредитной организацией разумеется кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, в том числе в их допустимых сочетаниях, определяемых Банком России.

Необходимость правового регулирования особенностей банкротства кредитных организаций диктуется тем, что в отличие от большинства иных коммерческих организаций, обладающих общей правоспособностью в сфере предпринимательской деятельности, кредитные организации наделены лишь ограниченной (целевой) правоспособностью, в рамках которой они могут выполнять соответствующие банковские операции и совершать определенные сделки. Кредитным организациям запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Кроме того, деятельность кредитных организаций по привлечению денежных средств граждан и юридических лиц и последующему размещению их от своего имени нуждается в строгом надзоре и контроле со стороны государства. Нельзя не принимать во внимание также характер и размер негативных последствий банкротства кредитных организаций для многочисленных вкладчиков и владельцев счетов — физических и юридических лиц.

В случае неплатежеспособности кредитной организации-должника возникающие при этом отношения должны регулироваться, в первую очередь, специальным нормативным правовым актом федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, и лишь в части, им не урегулированной, подлежит применению Закон о банкротстве. Иными словами, положения о несостоятельности (банкротстве) должника, содержащиеся в комментируемом Законе о банкротстве, применяются к отношениям, возникающим при банкротстве кредитных организаций, лишь в субсидиарном порядке.

Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее — банкротство).

Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами.

Источник: https://studizba.com/files/show/doc/146585-1-121302.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector